Занятия по развитию познавательной активности детей младшей группы

Ирина Масленникова
Занятия по развитию познавательной активности детей младшей группы

Занятие №1

Тема «Курочка»

1. Пальчиковая гимнастика

Детям демонстрируется курочка в гнёздышке. Курочка проголодалась, покормим курочку горошком.

(обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных) Курочка зернышки клюет:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».

Пусть малыши изобразят курочку (помашут крылышками) и покажут, как она кудахчет: «Ко-ко-ко».

2. Речевая активность

Потешка «Курочка – рябушечка»

-Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

-Курочка рябушечка,

Зачем ты пошла?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Каждый пальчик (это «цыплята») по очереди соедините с большим, при этом каждый «цыпленок» должен пропищать: «Пи-пи».

3. Исполнение песенки «Цыплята» (муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной):

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А. за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы –

Полное корытце.

4. Сенсорное развитие.

а) «Яички» (Геометрическая аппликация. Стр. 1)

Малышам показываются фигурки «яичко». Дети играют с фигуркой, проводят пальчиком по контуру, чтобы почувствовали форму овала. Педагог читает текст: «Жила – была на птичьем дворе курочка. Она любила разговаривать со своими подружками: «Ко-ко-ко! Куд-ку-да!» Сделала курочка из соломы уютное тёплое гнёздышко. А потом снесла белое овальное яичко. Это овал (демонстрация эталона).

Найдём все белые овальные яички и сложим в гнёздышко.

Дети выбирают овалы и складывают в гнёздышко.

б) (Дидактический материал: коробки с цветной мозаикой: в каждой один элемент белого цвета, и шесть жёлтого. Полоса для размещения мозаики.)

Педагог показывает белую мозаику и говорит: «Белого цвета будет курочка». Демонстрируя жёлтую мозаику, поясняет: «Жёлтого цвета будут цыплятки, они пойдут за курочкой». Выкладывает на панели «цыплят» за «курочкой». Раздаётся детям материал для самостоятельной работы.

5. Развитие двигательной активности.

Игра «Курочка – хохлатка»

Ход игры: Педагог и дети ходят стайкой по комнате. Педагог изображает курицу, дети – цыплят. В стороне сидит взрослый – кошка. Педагог говорит: Пойдём со иной, цыплятки гулять на полянку.

Вышла курочка – хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко»-

Не ходите далеко.

(Приближаясь к кошке, говорит):

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!

(Кошка открывает глазки, мяукает и догоняет цыплят, которые убегают в определённое место комнаты).

6. Творческое задание.

а) «Зёрнышки для цыплят»

(«Рисуем ладошками», стр1.)

Куд-куда, куд-куда,

Разбежались вы куда?

Поскорей сюда бегите,

Зёрна вкусные ищите.

С детьми рассматривается картинка – образец:

Посмотрите, мама – курица ищет своих цыплят. Они разбежались в разные стороны. Если мы насыплем на землю зёрнышки, цыплятки вернутся к своей маме – курице.

Детям показывается, как нужно набирать краску на кончик указательного пальчика и ставить им точки – зёрнышки.

А вот и цыплятки бегут зёрнышки клевать!

Жёлтенький цыплёнок

Кушать прибежал,

Зёрнышки увидел

И сразу их склевал.

Покажите, как клюют цыплята?

(Ладонь одной руки перед грудью в форме чашечки. Пальцы другой руки, кроме указательного, зажаты в кулачок. Подушечкой указательного пальца касаться ладони (клевать).

7. Показ кукольного театра «Курочка Ряба».

Занятие №2

Тема: «Солнышко и дождик»

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай

(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь,

Будет хлеба каравай

(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).

Будут булки

(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке,

Будут сушки,

Будут пряники, ватрушки.

Этюд. «Дождик»

Педагог: Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли закапали? Кап-кап!

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

(Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап.

(хлопки учащаются.)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)

Педагог просит детей показать (попрыгать, как идет дождик. (Под музыку). Темп может меняться: сначала идет сильный дождь (быстрые движения, потом дождь слабеет (движения постепенно замедляются, наконец, дождь закончился. Разводит руки в стороны: «Дождик кончился».

2. Сенсорное развитие.

Посмотрите, детки, какого цвета у нас тучка? (демонстрация синего овала). Синего. Творческое задание. «Дождик» - выкладывание из пластилина капелек.

Дождик, дождик веселей! Каждым пальчиком правой руки стучать по ладошке левой

Капай, капай, не жалей! Каждым пальчиком левой руки стучать по ладошке правой

Только нас не замочи! Изображать пальчиками «брызги».

3. Речевое развитие. Потешка «дождик».

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней.

Огород ты наш полей.

Педагог разбрасывает по полу капли:

Много капелек выпало из тучки, и все они синего цвета. Помогите собрать синие капельки в ведёрко. (дети из двух цветов (жёлтый, синий) выбирают синие капли и складывают в ве6дро с заданным эталоном)

4. Вот и кончился дождик. Снова солнце светит! Везде светло, тепло и радостно!

Подвижная игра «Солнышко и дождик»: Дети ставят стульчики спинкой вперёд, присаживаются перед стульчиком, а затем заглядывают в отверстие спинки, как в окошко. Педагог:

Смотрит солнышко в окошко, Поднимают головки.

Светит в нашу комнатку. Разводят ручки в стороны.

Мы захлопали в ладошки, Хлопают в ладошки.

Очень рады солнышку. Кружатся.

5. Творческое задание «Солнышко и облака»

(Рисуем красками. Стр. 8)

Прилетела птичка. Как летают птички?

Если подняться высоко в небо, то можно увидеть мир далеко вокруг!

Нарисуем в небе весёлое солнышко и синие тучки.

(Рассмотреть картинку с малышами. Попросить показать солнышко, птичку, деревья. Затем прочитать текст и предложить нарисовать солнце и тучки на небе, закрепляя жёлтый и синий цвет. Мамы помогают малышам обвести изображённые на картинке контуры, закрасить их, а потом нарисовать солнышку лучи.)

6. Упражнение «Тучки»

Солнышко легло на тучки

И решило отдохнуть.

Хорошо и как приятно

Полежать на чём-то мягком.

(Сцепить пальцы ладонями вниз. Локти в стороны. Сцепленные руки развернуть ладонями вверх и покачать).

Занятие № 3

«Петушок»

1. Пальчиковая гимнастика. «Гребешок»

Педагог: «Петя-петушок носит красный гребешок. Петушок им очень гордится и любит всем показывать».

(Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочередно поднимайте пальцы.)

Петя, Петя; Петушок,

Покажи свой гребешок,

Вот этак, и вот так:

То ладошка, то кулак.

А ещё у петушка очень красивый разноцветный хвост. Наклеим петушку гребешок и красивый хвостик.

Творческое задание: аппликация «петушок».

Ь и2. Речевое развитие. Потешка «Петушок»

А как Петя – петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт?

Дети: «Ку-ка-ре-ку!»

Потешка (пение, русская народная мелодия). «Петушок»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь

Голосисто поёшь

Деткам спать не даёшь?

3. Сенсорное развитие.

Проголодался, наверное, петушок. Покормим петушка зелёным горошком. Чем мы кормили петушка? (Горохом.) Какого цвета горошины? Верно, зелёного.

Угощайся, петушок!

. 4. Музыкальная деятельность. Хоровод «Петушок»

Есть у солнышка дружок

Голосистый петушок

Хорошо когда дружок

Голосистый петушок.

Есть у солнышка друзья.

Это мы – и ты и я

Хорошо, когда друзья

Это мы – и ты и я.

5. Творческое занятие. «Петух»

(«Рисуем ладошками», стр. 10)

С детьми рассматривается картинка - образец, читается текст:

Посмотрите, мальчик Ваня спит. Уже наступило утро, ему пора вставать.

Поможем мальчику проснуться – нарисуем голосистого петуха. Петух громко закричит и разбудит Ваню. Как кричит петушок? «Ку-ка-ре-ку!»

Ребёнок опускает ладонь в мисочку с красной гуашью и делает на странице отпечаток растопыренными пальцами вверх. Когда краска подсохнет, родители помогают малышу закрасить жёлтой гуашью клюв петуха и поставить посередине ладони точку – глаз.

Рано утром, на заре,

Поёт громко во дворе.

Яркий красный гребешок,

Как красив наш петушок!

Занятие № 4

Тема: «Жучок».

1. Пальчиковая гимнастика «Жук»

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь

А жужжу, когда кружусь.

Пальцы сожмите в кулак. Указательный палец и мизинец выпрямите, разведите в стороны пошевелите ими, словно это усы у жука.

2. Речевая деятельность. Стихотворение «Жук»

Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи.

- Жу-жу, жу-жу, я на дереве сижу.

-Жук, жук, покажись,

Надо мною покружись.

-Жу-жу, жу-жу, я летаю и жужжу.

Дети повторяют звукоподражание.

3. Сенсорное развитие. «Посади жучка на цветок»

Птичка над жучками кружится.

Спрячьте жучков скорей! Посадите их на цветочки.

(Соотношение количества множеств до 10)

Дети сажают жучков на цветочки, приклеенные на листы бумаги.

4. Двигательная активность. Игра «Цветы и жуки».

Под музыку дети «Летают, жужжат»:

Я жук, я жук.

Я здесь живу.

Жужжу-жужжу!

Как музыка умолкает, приземляются на цветок

5. Творческое задание «Божья коровка»

(«Пластилиновые картинки», стр. 8)

Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это божья коровка. Она красного цвета, а на спинке у неё чёрные точки. Много точек (обводящий жест рукой).

Сделаем такую – же божью коровку?

Дети располагают пластилиновые шарики, надавливают на них – получаются точечки на спинке божьей коровки. Родители помогают сделать усики и лапки – размазать пластилин в разных направлениях.

Божья коровка

Сидит на листочке.

У неё на спинке черные точки.

6. Игра «Жук»

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Публикации по теме:

«Где был Иванушка?» Массаж под песню Массаж под песню Хочу предложить вашему вниманию такую забавную игру – массаж для детей. Можно предложить ее родителям для домашнего использования.

Конспект НОД по окружающему миру. Тема: «В мире животных» Цель:Закрепить знания детей о диких и домашних животных: где живут, чем питаются, их характерные особенности в передвижении, крике; в наблюдении.

Автор публикации:
Занятия по развитию познавательной активности детей младшей группы
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...