Яна Романченко
Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование
Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной
программы определяют, что содержание социально-коммуникативного
развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности,
как экспериментирование с материалами и веществами, общение со
взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого.
Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что
Публикация «Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
нас окружает. Речь маленького ребенка возникает и первоначально
функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной
задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это
предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих
людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить
становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания
окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его
инициативной речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей
раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из
важнейших задач воспитания детей. В раннем детстве речь ребенка,
выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми,
непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой
им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой
происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется
в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи;
поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи
особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев
диалогический характер.
Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания,
расширяет круг представлений о предметах. Речь можно развить
различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при
помощи игры с сенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми
навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила
человеческого общения.
Цель моей работы: развитие речи детей раннего возраста в процессе
игр с сенсорными материалами.
Задачи:
- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе
обогащения сенсорного опыта детей.
- Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия;
учить обозначать их словом.
- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.
- Формировать положительный эмоциональный настрой к игре,
способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы
вежливого обращения.
Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые
дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной,
крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия
способствуют развитию сенсорной системы ребё нка: зрения, слуха,
обоняния, вкуса, температурной чувствительности [3].
Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны
работать, а для этого им необходима «пища». На занятиях с детьми я так
организую среду вокруг ребенка, чтобы он получил возможность развивать
эти анализаторы. Помогая ребенку переживать различные телесные
ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш
выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В
процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, обогащают сенсорный опыт, обеспечивающий практическую
ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая
словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком,
бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и
понятий.
В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои
действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.
Игры позволяют заинтересовать детей раннего возраста, создают
положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию
диалогической и монологической форм речи.
В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю
итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы
и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать
вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством
для развития общения детей раннего возраста.