«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей

Татьяна Слуцкая
«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дети узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Структура экспериментирования

Этапы обучения

Мотивация деятельности

1-й этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

2-й этап

Педагог ставит проблему дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

3-й этап

Постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

Приёмы экспериментирования

Создание развивающей среды

Проблемные ситуации

Интрига и сюрпризные моменты

Наводящие вопросы Уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям

Предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Проблемные вопросы Пополнение уголка новыми материалами и предметами

Приемы межличностного общения и сотрудничества

Работа воспитателя по указанию целей Допущение неточности в действиях воспитателя

Изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента

Разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Навыки исследовательской деятельности детей.

Устойчивый интерес

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов -

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

Мини лаборатория центр науки

В мини лаборатории могут быть выделены отдельные места:

Для постоянной выставки где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы. (раковины, камни, кристаллы)

Для приборов

Для выращивания цветов

Для хранения материалов (природного, «бросового»)

Младший возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений («Почему стоит автобус?»);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок не рассыпается?»);

Средний возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);

3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Старший возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);

3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Подготовительный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);

2) классифицировать на основе сравнения: по длине (чулки — носки, форме (шарф — шапка — косынка, цвету-орнаменту (чашки: одно и разноцветные, материалу (платье шелковое — шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств»).

Публикации по теме:

Иcследовательско-игровой проект в ДОУ. Экспериментирование в неживой природе Иcследовательско - игровой проект для детей среднего дошкольного возраста. Проект был проработан в течении трех месяцев. И включал в себя.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...