«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей

Татьяна Слуцкая
«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дети узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Структура экспериментирования

Этапы обучения

Мотивация деятельности

1-й этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

2-й этап

Педагог ставит проблему дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

3-й этап

Постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

Приёмы экспериментирования

Создание развивающей среды

Проблемные ситуации

Интрига и сюрпризные моменты

Наводящие вопросы Уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям

Предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Проблемные вопросы Пополнение уголка новыми материалами и предметами

Приемы межличностного общения и сотрудничества

Работа воспитателя по указанию целей Допущение неточности в действиях воспитателя

Изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента

Разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Навыки исследовательской деятельности детей.

Устойчивый интерес

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов -

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

Мини лаборатория центр науки

В мини лаборатории могут быть выделены отдельные места:

Для постоянной выставки где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы. (раковины, камни, кристаллы)

Для приборов

Для выращивания цветов

Для хранения материалов (природного, «бросового»)

Младший возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений («Почему стоит автобус?»);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок не рассыпается?»);

Средний возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);

3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Старший возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);

3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Подготовительный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);

2) классифицировать на основе сравнения: по длине (чулки — носки, форме (шарф — шапка — косынка, цвету-орнаменту (чашки: одно и разноцветные, материалу (платье шелковое — шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств»).

Публикации по теме:

Иcследовательско-игровой проект в ДОУ. Экспериментирование в неживой природе Иcследовательско - игровой проект для детей среднего дошкольного возраста. Проект был проработан в течении трех месяцев. И включал в себя.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...