Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира

марина свитина
Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 "Ручеек"Свитина Марина Павловна воспитатель первая квалификационная категория Тема опыта: «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира» Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.

Любое направление в развитии ребёнка подразумевает передачу определенных представлений.

На каждом возрастном этаже познание мира осуществляется своими специфическими способами. Способы познания определяются уровнем развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, развития речи.

У маленьких детей познавательные процессы ещё только развиваются; они несовершенны. Однако это не мешает ребёнку познавать мир и впитывать большое количество информации.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Н. Н. Подъяков приводит доказательства:

игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;

в эксперименте объект преобразовывается;

некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;

деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

В дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами». Слово эксперимент в разных источниках трактуется по-разному и является многозначным словом:«Современным словарь иностранных слов 1994 г.» - это «1 - научно поставленный опыт; 2 -наблюдение исследуемого явления»;«Большая советская энциклопедия - 1994г.» - это «планомерное проведение наблюдения»;«Советский энциклопедический словарь 1997г.» - это «чувственно-предметная деятельность в науке»; «Словарь русского языка» 1984 г. – это экспериментировать, производить эксперимент». Принципы создания

предметно – развивающий среды:

Активности – побуждающая к действию.

Стабильность - воспитатель стабилен, а среда меняется.

Комфортность – всем удобно.

Цель: Оказание детям помощи в познании удивительного, многообразного, рукотворного мира, мира продуктивной творческой деятельности человека; развитие исследовательской деятельности детей. Задачи: Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами.

Развивать эмоциональное ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, взаимозависимостей.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. (эталонов, символов, моделей).

Расширять перспективы развития поисково- познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Поддерживать инициативы у детей, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества.

Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Методы и приемы реализации познавательной деятельности:проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);

метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Виды исследовательской деятельности дошкольников:Первый вид: активность в процессе деятельности

полностью исходит от самого ребенка.

Он выступает как ее полноценный субъект,

самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и. т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, интересы, волю.

Второй вид: ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Правила работы детей по экспериментированию:Чтобы дети ставили опыты для себя и испытывали от этого вида деятельности удовольствия, их надо обучать.

Работа с детьми строиться «от простого к сложному».

Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: действие показывает педагог ;иногда проверяет кто-нибудь из детей; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог; действие осуществляют все вместе в медленном темпе;

Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение.

Не следует переходить некоторые разумные пределы: чрезмерная

гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования соблюдения тишины и порядка.

Выработать условный рефлекс у детей на какую-либо короткую команду: «Стой! Стой!», «Замри» и т. д. Команды отдавать в самые неожиданное время для детей.

Уметь видеть весь коллектив и распределить внимание между отдельными ребятами.

На занятиях доброжелательная, спокойная обстановка.

Особенности в процессе работы с детьми:Детское экспериментирование свободно от осязательного (не заставляет ребенка ставить опыт).

Не придерживалась жесткого регламентирования (если ребенок работал с увлечением, не прерываю его занятие).

Не придерживалась четко заранее намеченного плана (условия опыта дети могли варьировать по своему усмотрению).

Дети не могут работать не разговаривая, поэтому создавала возможности проговаривать и все свои действия.

Учитывала индивидуальные особенности детей.

Не увлекалась фиксированием результата экспериментов (что получилось – все молодцы).

Учитывала право ребенка на ошибку.

Подбирала адекватные способы вовлечения детей в работу (чтобы детям всегда казалось, что они все делают самостоятельно).

Соблюдала правила безопасности.

Вводила каждого ребенка в целостный педагогический процесс.

Постоянно оказывала помощь в подборе слов и построении предложений во время анализа результатов и формулировании выводов.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности- опыты. Опыты способствуют развитию у детей мышления творчества мыслительную

деятельность наблюдательность

познавательного

интереса к

предметам Дети лучше учатся чему – либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Решение данных задач осуществляла в двух вариантах:

дети проводили эксперимент, не зная его результата, а таким образом приобретали новые знания;

дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!» В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. П. Аванесова, и др., ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, изучать особенности различных предметов. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 18:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....