Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира

марина свитина
Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 "Ручеек" Свитина Марина Павловна воспитатель первая квалификационная категория Тема опыта: «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира» Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.

Публикация «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира» размещена в разделах

Любое направление в развитии ребёнка подразумевает передачу определенных представлений.

На каждом возрастном этаже познание мира осуществляется своими специфическими способами. Способы познания определяются уровнем развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, развития речи.

У маленьких детей познавательные процессы ещё только развиваются; они несовершенны. Однако это не мешает ребёнку познавать мир и впитывать большое количество информации.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в школе. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Н. Н. Подъяков приводит доказательства:

игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;

в эксперименте объект преобразовывается;

некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;

деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

В дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами». Слово эксперимент в разных источниках трактуется по-разному и является многозначным словом :«Современным словарь иностранных слов 1994 г.» - это «1 - научно поставленный опыт; 2 -наблюдение исследуемого явления»;«Большая советская энциклопедия - 1994г.» - это «планомерное проведение наблюдения»;«Советский энциклопедический словарь 1997г.» - это «чувственно-предметная деятельность в науке»; «Словарь русского языка» 1984 г. – это экспериментировать, производить эксперимент». Принципы создания

предметно – развивающий среды :

Активности – побуждающая к действию.

Стабильность - воспитатель стабилен, а среда меняется.

Комфортность – всем удобно.

Цель: Оказание детям помощи в познании удивительного, многообразного, рукотворного мира, мира продуктивной творческой деятельности человека; развитие исследовательской деятельности детей. Задачи: Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира : знакомить с различными свойствами.

Развивать эмоциональное ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, взаимозависимостей.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. (эталонов, символов, моделей).

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Поддерживать инициативы у детей, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества.

Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Методы и приемы реализации познавательной деятельности :проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);

метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира : «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Виды исследовательской деятельности дошкольников: Первый вид: активность в процессе деятельности

полностью исходит от самого ребенка.

Он выступает как ее полноценный субъект,

самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и. т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, интересы, волю.

Второй вид: ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Правила работы детей по экспериментированию:Чтобы дети ставили опыты для себя и испытывали от этого вида деятельности удовольствия, их надо обучать.

Работа с детьми строиться «от простого к сложному».

Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности : действие показывает педагог ;иногда проверяет кто-нибудь из детей; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог; действие осуществляют все вместе в медленном темпе;

Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение.

Не следует переходить некоторые разумные пределы : чрезмерная

гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования соблюдения тишины и порядка.

Выработать условный рефлекс у детей на какую-либо короткую команду: «Стой! Стой!», «Замри» и т. д. Команды отдавать в самые неожиданное время для детей.

Уметь видеть весь коллектив и распределить внимание между отдельными ребятами.

На занятиях доброжелательная, спокойная обстановка.

Особенности в процессе работы с детьми :Детское экспериментирование свободно от осязательного (не заставляет ребенка ставить опыт).

Не придерживалась жесткого регламентирования (если ребенок работал с увлечением, не прерываю его занятие).

Не придерживалась четко заранее намеченного плана (условия опыта дети могли варьировать по своему усмотрению).

Дети не могут работать не разговаривая, поэтому создавала возможности проговаривать и все свои действия.

Учитывала индивидуальные особенности детей.

Не увлекалась фиксированием результата экспериментов (что получилось – все молодцы).

Учитывала право ребенка на ошибку.

Подбирала адекватные способы вовлечения детей в работу (чтобы детям всегда казалось, что они все делают самостоятельно).

Соблюдала правила безопасности.

Вводила каждого ребенка в целостный педагогический процесс.

Постоянно оказывала помощь в подборе слов и построении предложений во время анализа результатов и формулировании выводов.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности- опыты. Опыты способствуют развитию у детей мышления творчества мыслительную

деятельность наблюдательность

познавательного

интереса к

предметам Дети лучше учатся чему – либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Решение данных задач осуществляла в двух вариантах:

дети проводили эксперимент, не зная его результата, а таким образом приобретали новые знания;

дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!» В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. П. Аванесова, и др., ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, изучать особенности различных предметов. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами предметов рукотворного мира
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 18:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД