Папки-передвижки

Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях

АЛЕВТИНА КОВАЛЕВА
Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания

осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет

существенные отличия, обусловленные особыми требованиями,

предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Речь — сложная внешняя психическая функция человека,

обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование

осуществляются координированной деятельностью дыхательного,

Публикация «Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях» размещена в разделах

голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие

обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной

системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются

друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же

последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает

расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в

котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох,

приблизительно одинаковое ( 4:5, вдох происходит через нос, выдох — через

рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно,

вне нашего сознания.

Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его

правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных

оттенков).

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в

процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования;

формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с

ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от

паузы до паузы, которые в зависимости от содержания могут быть

длинными и короткими, медленными и быстрыми.

В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса,

он значительно длиннее вдоха ( 1:20, последовательность фаз изменяется

следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания

становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются

специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время

устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные

колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и

звукопроизношение.

Различают три типа дыхания : верхнереберное, грудное,

груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала

пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе

речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно

формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему

произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством

устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому

программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому

и интонационному наполнению высказывания.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои

особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив,

легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких

у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный

объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и

нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов

происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно

развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной

системы к реализации голосовых реакций, т. е. на ранней стадии речевого

онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных

механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития

одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых

детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное

и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей

без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной

тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со

взрослым и т. д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.

Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного

речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят

простые трех-, че-тырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.

Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем

дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и

шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого

дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и

в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох : появляются

дополнительные вдохи, задержки дыхания, т. е. высказывание прерывается и,

соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в

спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного

речевого выдоха, т. е. речевой выдох растягивается во времени

соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит

формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать

синтагматическому делению текстов, т. е. становление речевого дыхания

завершается.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать

физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать

груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью

специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в

следующей последовательности.

Развитие груднобрюшного типа дыхания.

Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность,

постепенность, целенаправленность:

— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на

одном выдохе;

— на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;

— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками»Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей педагогической находкой. Предлагаю вашему вниманию тренажер на развитие речевого дыхания, сделанную.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей в домашних условиях
Опубликовано: 4 ноября 2022 в 15:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД