Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Ирина Оськина
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Одним из показателей развития познавательной сферы ребенка является речь. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления - познания являются:

- многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;

- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;

- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;

- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

Дошкольный возраст считается сензетивным периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико – синтетической деятельности на основе собственных представлений. Поэтому, не закладывая в занятие мыслительных операций и содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать на направленное формирование речи ребенка.

Считается, что в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, то есть в активных формах познания ребенком окружающего мира. Как отмечает Н. Н. Поддьяков: ,Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом,

В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Освоение поступаемой информации проходит в 4 этапа:

- на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета или явления и целостное восприятие полученных сведений;

- на символьном этапе формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета;

- далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного опыта;

- и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и других показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Поэтому, в процессе экспериментирования важно отобрать познавательный материал, разработать проект изучения объекта. Очень важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных видов деятельности: ознакомление с окружающим - развитие речи - экспериментальная деятельность.

Таким образом, должны существовать преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приемы (по К. Г. Селевко):

- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы на обобщения, обоснования, логику, конкретизацию, рассуждения;

- ставит проблемные задачи

* с недостаточными или избыточными данными;

* неопределенность в постановке вопроса;

* задача с противоречивыми данными;

* задача с допущенными ошибками и т. д.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное природное явление, либо праздник. Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным, но и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные занятия по экспериментированию должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит дополнение, уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы.

В средней группе дети знакомятся со свойствами того или иного материала через их,открытие, путем проб и ошибок. Например, дети,открывают, такие свойства воды: вода не держит форму, вода течет, вода испаряется в тепле и замерзает в холоде. В старшей группе продолжается знакомство детей со свойствами материалов (вода прозрачная, она блестит; текущая вода сильная, деревянные предметы в воде долго не намокают и т. д.) и используются проблемные ситуации, которые формируют потребность решать задачу опытным путем, опираясь на,открытие, свойства материала и полученные ранее знания. Логика занятий в подготовительной группе требует от детей обобщения уже имеющихся знаний о свойствах материалов и открытия новых свойств. Например, применение свойств воды предполагает темы таких занятий, как,Тонет – не тонет, ,Клеится – не клеится, ,Отражает – не отражает, при этом на всех занятиях и в любом возрасте детям предоставляется возможность действовать с материалом до момента полного насыщения.

Задачи, которые решаются на занятиях по экспериментированию важны, но решение речевых задач является первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта познания, обозначенного словом в различных категориальных формах. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снеговик). Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: Как это сделать? Давайте сделаем так, Давайте посмотрим что будет, если…., что способствует развитию мыслительных умозаключений.

Таким образом, использование экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников развивает операции сравнения, установление сходства и различия, способствует усвоению детьми новых знаний, вырабатывает

умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в случае учета всех моментов, соблюдения в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.

Публикации по теме:

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 17 марта 2012 в 15:43
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...