Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2).

Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста (1).

План:

1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.

2. Особенности организации занятий с детьми раннего возраста.

3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.

Занятия – одна из форм (эффективная и экономная) воспитательного воздействия взрослого на детей, которая в условиях общественного воспитания должна обеспечить характерный для детей раннего возраста темп развития. (Г. М. Лямина)

Преимущество занятий:

-достижение поставленной задачи облегчается чёткой целью,

-отработанная методика,

-возможность подобрать постепенно усложняющийся материал.

На 2-ом году речь является одним из ведущих видов деятельности. Её своевременное развитие обеспечивает совершенствование других видов деятельности. Цель (задача) развития речи ставится в каждом занятии. Основная линия педагогики 2-го года жизни состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания, которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке, из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г. М.).

2. Особенности организации занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

Особенности организации занятий с детьми второго года жизни:

- Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.

- С самого начала занятий нами (воспитателями) ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.

- Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:

Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка.

- Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.

- Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня.

- Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.

- Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия. Исследование показало, что у ребёнка начала второго года латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 и более секунд.

- Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).

Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии).

- Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.

- На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т. д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

- Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.

Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.

Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь.

Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни:

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что:

- во-первых, обеспечивает их развивающий характер,

- во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие,

- в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний.

В результате чего на третьем году жизни интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В каждой программе раздел «Развитие речи» представлен разными авторами, которые предлагают несколько различные виды занятий по развитию речи, методы и приёмы работы над развитием речи, но в общем содержание работы и показатели, к которым стремимся, методика занятий в принципе сильно не отличается, т. к. все учёные опираются на разработки классиков, основоположников и основателей педагогики раннего возраста Тихееву Е. И., Аксарину Н. М., Петрову В. А.

Так, Павлова Л. Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте:

1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);

4. Чтение художественной литературы и сказок.

Занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления (познания окружающего мира, которой ребёнок постепенно начинает овладевать на втором году жизни.

Как же реализуется эта модель познания окружающего?

ознакомление с реальной действительностью > отражение реального мира в игрушке > плоскостное изображение реальных предметов и игрушек > слово (литература и фольклор представляют наиболее высокую форму отвлечённого отражения и познания окружающего).

Исходя из этого, наглядные средства обучения с детьми раннего возраста целесообразно использовать в следующей последовательности:

- предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты,

- игрушки,

- картинки,

- книги.

Для развития детей третьего года используют те же методы и приёмы, что и в работе с детьми второго года жизни, а именно:

- наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы;

- инсценирование с помощью игрушек;

- рассматривание картинок;

- знакомство с произведениями худ. литературы.

В работе с детьми этого возраста их целесообразно сочетать (использовать вместе на одном занятии). Это возможно потому, что дети уже способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря детей раннего возраста через дидактические игры Цель: Анализ собственных затруднений, изучение теоретического материала по данной проблеме на педсоветах, семинарских занятиях, в самостоятельной.

Материал для развития мелкой моторики рук детей раннего возрастаМатериал для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста В настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей. Как правило, чаще всего это касается детей групп раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД