Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2).

Тема:

Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста (2) (продолжение).

План:

1. Особенности планирования занятий.

2. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

1. Особенности планирования занятий.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Умение не может быть сформировано в течение 1-2 занятий, проводимых с длительным, например в течение недели, перерывом. Поэтому особенность их планирования состоит в том, что большинство важных занятий повторяется на 2-ом году 2-3 раза в неделю, постепенно усложняясь в течение месяца.

Программное содержание, предлагаемое детям на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними. Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. Необходимо иметь в виду, что первичные и последующие занятия с одним и тем же материалом проходят по-разному:

- если занятие проводится со знакомым материалом, то уже на первом занятии все внимательно наблюдают за действиями воспитателя и внимательно его слушают. Такое занятие без изменений можно провести ещё только раз (оно вызывает интерес и дети становятся соучастниками происходящего: пытаются подражать словам и действиям воспитателя, т. к. при больших количествах повторов без изменений и дополнений интерес у детей пропадает.

- если же содержание первого занятия ранее было незнакомо детям, то его можно повторить 3-4 раза без изменений через небольшие интервалы (2-3 дня). С каждым таким повтором ребёнок как бы вживается в происходящее и начинает проявлять к нему больший интерес.

Усложнение занятий можно осуществлять путём объединения содержания двух проведённых занятий, уже хорошо знакомых детям, сосредоточивая внимание на произнесении детьми звукосочетаний и простых слов. Вводить в занятие элементы нового можно только, опираясь на содержание предыдущего.

В освоении речи детьми наблюдаются большие индивидуальные различия: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями).

На 3-ем году жизни занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребёнка. Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи:

- расширение словаря понимаемой и активной речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

При календарном планировании следует учитывать количество разных видов занятий в неделю, а также их распределение. Календарный план занятий на неделю составляют с усложнением цели или материала. Таким образом в течение месяца занятия усложняют дважды: первое по сложности занятие проводится в первые 2 недели, второе – на третьей и четвёртой неделях. В календарном плане предусматриваются тема и цель занятия, материал. В этом же плане должен быть отражён учёт занятий за месяц понедельно. Кроме этого воспитатель отмечает отношение детей к занятиям, активность каждого ребёнка, сосредоточенность при выполнении заданий, которые были предложены. Здесь же педагог указывает методические приёмы, которыми он пользовался и которые способствовали эффективности занятия.

Приёмы активизации речи детей раннего возраста (не только на занятиях):

- разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка,

- поручения,

- показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий,

- разыгрывание ситуации непонимания,

- приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет,

- побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию,

- просьбы,

- повторения,

- создание моментов сильной заинтересованности,

- раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»,

- приём собственного вопроса-ответа (задать вопрос и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»)

- вопросы, в т. ч. уточняющие,

- поощрять инициативу вступить в речевое общение,

- серьёзно относиться ко всем детским высказываниям,

- эмоционально откликаться на рассказ ребёнка,

- побуждать словом выразить просьбу (напр., обращённую к товарищу,

- давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу).

При адаптации детей к детскому саду для развития речи и ознакомления с окружающим целесообразно проводить занятия, не требующие сохранения неподвижной позы, например, экскурсии по группе. Знакомя с обстановкой, воспитатель проверяет одновременно их ориентировку в предметах быта, обстановки. Дети узнают, что, где лежит, стоит, как называется, что упорядочивает их самостоятельную деятельность вне занятий. Постепенно детей приучают заниматься, сидя за сдвинутыми столами, что помогает им сохранить требуемую рабочую позу.

2. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методика занятий имеет свою специфику и определяется: психологическими особенностями этого возраста и особенностями развития речи на данном возрастном этапе. Детей второго года жизни необходимо научить различать в процессе занятий задания, направленные на развитие понимания и активной речи и давать на каждое свой тип ответов.

Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года

Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.

Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет

Дети, посещающие детский сад второй год уже хорошо умеют заниматься. Однако психические процессы (память, внимание) у них несовершенны. Поэтому в этом возрасте важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Занятие нельзя превращать в урок. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых. Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Не все занятия проходят за столами. Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»).

Ошибки при формировании и расширении словаря детей:

- формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения;

- чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи;

- не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы);

- отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;

- мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря;

- формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы.

На третьем году жизни на основе элементарного сравнения предметов и выделения их сходства по назначению вводятся в словарь детей простейшие понятия (игрушки, посуда, одежда, транспорт, фрукты и т. д.)

Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает употреблять существительные во всех падежных формах, в единственном и во множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Когда дети слышат незнакомое слово, взрослый объясняет его смысл, сочетая с другими, знакомыми словами и ставя в разные грамматические формы.

Занятия с детьми с задержкой речевого развития

Занятие состоит из 3-х частей. Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.

Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук. Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи. Следует использовать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания: «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне» и т. д. Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, игры с парными картинками, простой конструктор. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.

Факторы, повышающие эффективность обучения:

1. Чередование различных приёмов обучения (пояснений, указаний, показов) с игровыми заданиями.

2. Сочетание хоровых ответов с индивидуальными.

3. Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.)

4. Использование самых разнообразных заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.

5. Заинтересованность, мотивация.

Публикации по теме:

Материал для развития мелкой моторики рук детей раннего возрастаМатериал для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста В настоящее время много внимания уделяется развитию мелкой моторики рук у детей. Как правило, чаще всего это касается детей групп раннего.

План самообразования на учебный год План работы над темой самообразования на 2014 – 2015 уч. год № Содержание работы Сроки 1 Индивидуальные занятия по сенсорному развитию с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 22 марта 2015 в 16:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД