Получи документы

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники (12 фото)

Галина Чуева
Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники

Г. Л. Чуева – старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 г. Белгорода

Н. С. Подгорная - воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 11 г. Белгорода

Публикация «Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники» размещена в разделах

В современной речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе…

Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией, воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Используя учения великих педагогов, мы применили в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей. В этой связи мы использовали схемы методистов-практиков, творчески их совершенствовали применительно к себе.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

По нашему мнению, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективном запоминании структуры рассказов, сохранении и воспроизведении информации и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Как рекомендует педагог Т. В. Большева работу лучше начинать с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники

(мнемоквадрат)

Фото №1 Развитие ребенка

(мнемодорожка)

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники Г

(мнемотаблица)

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Основная задача мнемотехники - передать условно-наглядную схему закодированного материала, чтобы нарисованное было понятно детям.

Фото №3 Чуева старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида г

(мнемотаблица Большевой Т. В)

Фото №4 Подгорная воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида г

(мнемотаблица изготовленная совместно с детьми) Мнемотаблицы используются нами для обогащения словарного запаса детей, при обучении составлению рассказов, пересказу текста художественного произведения, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов и т. п.

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Как рекомендует педагог Т. В. Большева (1) для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно предлагать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные цветовые образы: елочка - зеленая, ягодка – красная; позже - усложнять, или заменять другой заставкой, например, изобразить известный ранее персонаж уже в графическом виде.

Для детей старшего возраста схемы, по нашему мнению, рисовать следует в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Педагоги Т. М. Бондаренко, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко предлагают свои схемы для систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе. Однако предложенные модельные схемы не всегда соответствуют решению наших задач, поэтому мы вместе с детьми творчески дополняем и перерабатываем их, готовим свой интересный материал.

Мы отметили, что использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Если раньше использование традиционных приёмов не сразу приносило желаемых результатов, так как дети затруднялись запоминать стихотворения (от многократного повторения даже самый замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память, то после зарисовки детьми условной схемы - результат запоминания значительно улучшился. При применении схем в работе по заучиванию стихотворение запоминается сразу и целиком. К тому же, разучивание стало для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Пример заучивания стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»

Вскрываются почки, как реки!

Такая стоит трескотня!

Тяжелые сонные веки

Весна, наконец, подняла!

Заждались прекрасную соню

Давно и луга, и леса.

Не зря её громом будили

Разгневанные небеса!

И вот поднялась лежебока.

Взглянула с улыбкой вокруг.

И сразу жужжаньем и соком

Оживший наполнился луг.

И пробует каждая почка

Зеленым своим языком

Парную апрельскую ночку,

Залитую всю молоком!

Фото №5 Белгорода Публикация Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники размещена в разделах Мнемотехника

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность и мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

Фото №6 Опорные картинки мнемотаблицы Развитие ребенка

Как предостерегают педагоги Т. В. Большева, Л. Е. Белоусова и др. дошкольники могут испытывать некоторые сложности при заучивании материала по схемам, поскольку следовать предложенному другими плану модели, не всегда понятно детям. И потому, первые рассказы по моделям, могут получаться весьма схематичными.

Задача воспитателя на этом этапе - показать мнемотаблицу без подробного рассказа, обратив лишь внимание на незнакомые символы и элементы. Это, так называемая, своеобразная форма самообучения. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить слова известные и понятные детям.

Фото №7 Материалы для педагогов Развитие речи

Опыт показал, что наиболее продуктивным методом усвоения материала детьми является этап самостоятельного изучения мнемотаблиц, который может быть и составной часть занятия, и элементом свободных игр.

Итак, по аналогии, зная принцип построения мнемотаблиц, ребята без помощи взрослого могут составлять рассказы о незнакомых им вещах и даже обучать других. Если же какую-то информацию дети не сумеют расшифровать, оказывает помощь воспитатель. Процесс прочтения детьми мнемотаблиц выглядит как загадка, а загадка активизирует познавательный процесс, желание узнать ребенком новое.

Фото №8 В этой связи педагогическое воздействие на

Для закрепления полученных знаний мы использовали с детьми книжки-самоделки по пройденной теме, куда помещали рассказы детей, их рисунки. Самое интересное, что ребята, пользуясь известными им символами кодирования информации, способны сами придумывать свои мнемотаблицы. Таким образом, с помощью мнемотаблиц ребята могут получать знания о мире природы, развивать логическое и образное мышление, совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме и при составлении новых мнемотаблиц.

Фото №9 Речевое развитие детей развитие речи дошкольников чрезвычайно сложное дело

Использование мнемотехники во время внеучебной деятельности.

Фото №10 Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей Фото №11 Один из таких моментов по мнению С

Литература.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. - Москва: Академия, 2009, 192 с.

2. Белоусова Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.

3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство: Аст, 2008. – 668 с.

5. Логинова В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - Издательство: Детство-Пресс, 2008.- 224 с.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и мышления детей в дошкольном образовательном учреждении средствами мнемотехники
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 17:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД