Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Ляйля Фахриева
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во- первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей- это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.

Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку, способствовать творческому отношению речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказываю ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Ребенок к четырем годам.

1. Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационально передать вопрос, просьбу, восклицание.

2. У него накапливается определенные запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительное. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

3. У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. (Появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно ласкательные суффиксы.)

4. В речи появляются сложные формы предложений.

5. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечаются и другие особенности.

1. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (р, рь, л, ль,, звуки, а некоторые пропускают.

2. Дети неспособны вычленить существительные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.

3. Требует совершенствования интонационная сторона речи.

4. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуками культурной речи, дикции, темпов, силой голоса.

5. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

6. При построении простых распрастренненных предложений они опускают отдельные члены предложения.

7. Существует проблема новых словообразований.

Стремление к созданию новых слов появляются в результате творческого основания, богатства родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие – либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны, в одиночестве чувствуют себя как правило несчастными.

Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормит птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найти дерево по описанию. С какой ветки детки?и. т. д.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 17:40
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...