Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Ляйля Фахриева
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во- первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей- это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.

Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку, способствовать творческому отношению речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказываю ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Ребенок к четырем годам.

1. Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационально передать вопрос, просьбу, восклицание.

2. У него накапливается определенные запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительное. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

3. У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. (Появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно ласкательные суффиксы.)

4. В речи появляются сложные формы предложений.

5. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечаются и другие особенности.

1. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (р, рь, л, ль,, звуки, а некоторые пропускают.

2. Дети неспособны вычленить существительные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.

3. Требует совершенствования интонационная сторона речи.

4. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуками культурной речи, дикции, темпов, силой голоса.

5. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

6. При построении простых распрастренненных предложений они опускают отдельные члены предложения.

7. Существует проблема новых словообразований.

Стремление к созданию новых слов появляются в результате творческого основания, богатства родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие – либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны, в одиночестве чувствуют себя как правило несчастными.

Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормит птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найти дерево по описанию. С какой ветки детки?и. т. д.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 17:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...