МААМ-картинки

Развитие самостоятельности детей в изодеятельности с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»

Екатерина Мейер
Развитие самостоятельности детей в изодеятельности с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»

Актуальность темы проекта

.

Известно, что самостоятельность – это относительно устойчивое качество личности человека, постепенно развивающееся в течение всей его жизни. Развитие самостоятельности обеспечит ребенку возможности:

-умение поставить цель своей деятельности;

-определить элементарное планирование для реализации задуманного и получения результата, адекватного цели;

-проявлять творческую смелость и реализовывать собственные творческие замыслы.

Публикация «Развитие самостоятельности детей в изодеятельности с использованием техники А, В, Никитиной „Рисование веревочкой“» размещена в разделах

Однако самостоятельность вовсе не означает полной свободы своих поступков или действий – существуют жёсткие рамки общепринятых норм и правил поведения в обществе.

Понятие «Самостоятельность».

Этапы развития самостоятельности

.

Самостоятельность у ребёнка выступает как эпизодическая характеристика детского поведения, зарождается в раннем детстве, и задача взрослых – увидеть её проявления, помочь им окрепнуть и развиваться дальше. На развитие детской самостоятельности влияет множество факторов: темперамент ребёнка, его интересы, особенности семейного воспитания и др. Самостоятельность в глазах ребёнка – это некое качество, которое вызывает самоуважение и одобрение окружающих, показывает его успех.

Самостоятельная деятельность, протекающая в свободное время на основе предпочтения, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей дошкольного возраста связана с удовлетворением их познавательных потребностей, а стимулом является интерес. Именно интерес – неотъемлемое условие организации «лучшим образом потраченной минуты» (Д. Карнеги). Это первый этап развития самостоятельности. Если поддерживать интерес и инициативу, у ребёнка обнаруживается целеустремлённость – увлечённость процессом деятельности, желании получить нужный ему результат, удовлетворить свои познавательные потребности. Собственная организация деятельности рождает усидчивость, настойчивость. Неудача лишь заставляет что–то исправить или удвоить усилия, от помощи взрослого ребёнок отказывается, если чувствует, что справится сам. Это второй этап развития самостоятельности.

Ребёнок самостоятельно удовлетворяет свой познавательный интерес, нацеливает себя на нужный результат. Наличие самоконтроля – это завершающий этап развития самостоятельности в детской деятельности, но это небольшой шаг к развитию зрелой самостоятельности.

Каждый этап развития самостоятельности проявляется постепенно и преимущественно в продуктивной активности ребёнка.

Обоснование выбора технологии

.

Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А. В. Никитиной (издательство «Каро», СПб. 2010).

Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.

Техника «Рисование верёвочкой» способствует:

•новому использованию верёвочки в играх и в активном творчестве;

•обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;

•развитию пространственного воображения, мелкой моторики;

•воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

•свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.

Цель и задачи проекта:

Цель: разработать методическое сопровождение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка по развитию самостоятельности детей в изобразительном творчестве через ознакомление и овладение ими нетрадиционной техникой «Рисование верёвочкой».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Задачи проекта:

1. Описать оптимальную тактику педагогического взаимодействия на каждом этапе овладения техникой.

2. Разработать и описать педагогические условия для свободной творческой активности детей в ИЗО в рамках техники.

3. Показать возможности применения техники в различных видах детской деятельности и образовательных областях.

Предполагаемый результат

:

Формирование системы совместной образовательной деятельности по развитию самостоятельности у старших дошкольников с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой» и составление на этой основе методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Реализация проекта

.

Этапы овладения техникой и методические рекомендации

для каждого этапа

I этап – мотивационно – познавательный.

Задачи педагога: создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, вызвать интерес у детей к новому способу рисования, стимулировать детскую поисково-исследовательскую активность.

Этап подразумевает обыгрывание Верёвочки. Дети делают открытие, что верёвочкой можно рисовать.

Например:

Обычная верёвочка может научить:

- завязывать шнурки;

- заплетать косички;

- подвешивать игрушки на ёлку и др.

Игры, в которых используется веревочка:

- скакалка;

- «Поймай мышку» и др.

Методические рекомендации для воспитателя на I этапе:

Обыгрывание Верёвочки целесообразно сопровождать фрагментом истории об её приключениях. Важно подключать все сенсорные каналы восприятия ребенка – обеспечить зрительный и тактильный контакт с Веревочкой. Позиция педагога активная, обучающая; педагог зарождает интерес к дальнейшему развитию событий.

II этап – изобразительно – творческий.

Задачи педагога: познакомить детей с техникой и активизировать продуктивную деятельность детей. Дети осваивают технику,формируются необходимые навыки и умения для её реализации. Это работа по образцу и контурным рисункам.

Например:

* рисование в воздухе указательным пальцем ведущей руки линий, петелек и узоров;

* выкладывание верёвочки на столе (простые контурные образы);

* наклеивание верёвочки по контуру рисунка.

Методические рекомендации: Воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей, что развитие способностей ребёнка происходит в той деятельности, где он самостоятельно решает поставленные перед ним задачи. Позиция педагога становится партнёрской, т. к важно поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выборе и выполнении работы.

Например:

•Детям предлагаются готовые контурные изображения, из которых выбирается понравившийся рисунок, объясняется выбор.

•Дети выбирают верёвочки нужного цвета, определяют их длину, необходимую для работы.

•Дети наносят тонкий слой клея на контур рисунка (лучше всего использовать клей ПВА с тонким наконечником, выкладывают по клеевой дорожке верёвочку, придерживают пальчиками.

III этап – изобразительно – творческий[/u

Задачи педагога: стимулировать у детей творческую смелость в цветовом решении работы, внесении дополнительных деталей на усмотрение ребёнка. Это этап самостоятельного изобразительного творчества детей, реализация полученных умений и навыков работы в изодеятельности. Дети "оживляют" свои работы: обогащают картинку цветом, реализуют свой творческий замысел.

Методические рекомендации:

воспитатель стимулирует инициативу каждого ребёнка, поддерживает стремление к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению. Позиция педагога: создатель условий для самостоятельной изобразительной активности. Важно поддержать творческую смелость и нестандартные идеи, сочинить свою историю о приключениях Верёвочки или использовать литературный материал: стихи, загадки, песенки, потешки, тематически связанные с работой ребенка. Возможно создание коллективных работ, издательство Книги «Волшебные превращения Верёвочки», приготовление подарков. Все материалы, необходимые для реализации самостоятельной активности детей в работе с техникой необходимо постоянно обновлять (согласно комплексно-тематическому планированию).

Детям предлагаются как готовые контурные изображения, так и возможность создать свой образ (можно перевести рисунок из раскраски с помощью копировальной бумаги или создать эскиз самостоятельно). Для цветового оформления своей работы ребёнок может выбрать любые художественные средства (краски, мелки, цветные карандаши

Каждый педагог увидит и реализует предложенный материал по-своему, каждый ребёнок сможет в полной мере раскрыть свои способности и дарования. Возможность непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, способствует развитию художественно–творческих способностей, и как следствие, качественное насыщение свободной (самостоятельной) деятельности ребёнка.

Примерное перспективное планирование работы по использованию нетрадиционной техники «Рисование верёвочкой":

Совместная деятельность. Коммуникация: Диалог «Кто такая Верёвочка, откуда она появилась, что она умеет делать и как можно её использовать, в какие игры можно с ней играть?»

Познание.

- Рассказывание воспитателем сказки «Жила-была Верёвочка».

- Игра-ознакомление с техникой «Рисование верёвочкой».

- Чтение А. Барто «Верёвочка», «Котёнок».

- Использование верёвочки в развивающих заданиях по развитию речи и ФЭМП.

Поисково-исследовательская деятельность. Тактильные лабиринты.

Социализация. Выставка работ.

Ручной труд.

-Издание книги о приключениях Верёвочки. –

-Изготовление подарков.

Безопасность.

Умения и навыки работы с необходимыми материалами. Художественное творчество.

– рисование веревочкой по текущей лексической теме

- декоративное рисование

- создание орнаментов

Музыка.

-слушание музыки с созданием иллюстраций в данной технике

-создание моделей физминуток.

Самостоятельная деятельность детей. Уголок для творчества. Материалы. Подборка контурных изображений.

Уголок спортивных игр. Атрибуты для игр: «Кто быстрее схватит верёвочку?», «Кто быстрее поймает бабочку?», скакалки.

Взаимодействие с семьёй. Совместное сочинительство детей и их родителей историй о приключениях Верёвочки.

Итоговое событие: выставка детских творческих работ.

Результаты проекта

.

Данная методическая разработка была апробирована в старшей логопедической группе в течение месяца и показала свою эффективность. По итогам наблюдения за самостоятельной деятельностью детей выявлено:

Дети научились самостоятельно использовать технику «Рисование веревочкой» в продуктивной деятельности.

Активное детско-родительское творчество.

По итогам проведенной работы:

сформирована целостная система совместной образовательной деятельности по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»;

составлены методические рекомендации по использованию данной техники в работе с детьми для педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Карта анализа организации и эффективности хозяйственно-бытового труда Деятельность воспитателя Анализ конспекта: • Соответствие программных задач возрасту и уровню развития детей • Методические приёмы, используемые.

Методические рекомендации для педагогов по самообразованию 1. Тема работы 2. Актуальность темы и ее обоснованность: - почему возникла необходимость в разработке и реализации данной темы (исходя из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности детей в изодеятельности с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»
Опубликовано: 16 августа 2014 в 16:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД