МААМ-картинки

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими телами.

Олеся Чистякова
Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими телами.

1 слайд Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими телами.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов формы - геометрические фигуры. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Публикация «Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими телами,» размещена в разделах

2 слайд Актуальность

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, объем, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в сенсорном развитии является формирование у детей представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

3 слайд Задачи

• Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях геометрических тел.

• Знакомить детей с вариантами геометрических фигур в соотношении их с телами.

• Учить детей способам обследования геометрических тел, их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Развивать у детей аналитическое восприятие : умение расчленять форму геометрических тел, устанавливать ассоциации с предметами окружающей среды.

4 слайд Принципы

• Принцип системности – игры проводила на занятии и в свободной деятельности, постепенно усложняя задания. Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. Начало знакомства детей с основных фигур : квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее вводятся новые фигуры, дети знакомятся с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное – чтобы дети могли различать их.

• Принцип идентификации, то есть установления тождества какого - либо качества воспринимаемого объекта эталону. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняют, одинаковые ли они (по какому – либо критерию). Учатся группировать предметы. Обучение детей внешним ориентировочным действиям: сопоставление объектов, накладывание объектов друг на друга, уравнивание по одной линии, прикладывание вплотную, распознавании цвета приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

• Принцип перцептивных действий – действия соотнесения с эталоном.

• Наиболее трудный для дошкольников принцип перцептивного моделирования. Он необходим для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталонов. Вначале все описанные действия совершаются во внешнем плане, а в дальнейшем переходят во внутренний, совершают в «уме».

5 слайд

Для успешного сенсорного развития и усвоения соответственного материала детьми необходимы следующие условия:

• Создание комфортной психологической обстановки;

• Использование интересных и эффективных приемов и методов работы;

• Подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач;

• Обеспечение максимального уровня развития эмоциональной сферы у детей.

6 слайд Методы и приемы

Наглядный метод. Умению наблюдать следует учить, детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры, упражнения.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка в процессе освоения любого материала, рассматривания с детьми моделей фигур - вопросы к детям: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего они сделаны?» В дальнейшем при рассматривании моделей фигур задавала вопросы, побуждающие детей выделять элементы фигур, устанавливать соотношения между ними. Дети получают первые навыки индуктивного мышления. На основе ряда фактов они делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у синего квадрата — равны, у зеленого квадрата тоже равны, значит, у любого квадрата стороны равны.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами. Обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

Прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи вспомогательных элементов закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам,

Прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

Прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры. Дети «рассматривают» геометрические тела с помощью тактильных ощущений.

7 слайд Формы организации работы с детьми

Основной формой работы в детском саду являются – занятия. Это интегрированные, фронтальные занятия. На каждое занятие лучше продумать мотивацию, что позволит заинтересовать всех детей, воспитывать желание заниматься, помочь другим.

Следующая форма работы– групповая и подгрупповая. В дошкольном возрасте чаще проводятся в виде игры. Дети с удовольствием играют в предложенные игры.

С детьми, которые плохо усваивают материал, должна проводиться индивидуальная работа.

Контроль ошибок: Во время процесса сенсорного развития дети дошкольного возраста допускают много ошибок. Надо давать ребенку возможность самому исправить ошибку (посмотри внимательно, так ли ты все сделал, верно, ли наложил фигуру или картинку.) Если ребенок затрудняется, исправить ошибку самой и пояснить, в чем она заключается. Если ошибку делают несколько человек – это свидетельствует о трудностях в овладении, тогда уже самой анализировать ошибку и помочь детям так разобраться, чтобы никто из них больше не ошибался. Психологический комфорт при проведении дидактических игр и упражнений прямо связан с тактичностью воспитателя к допускаемым детьми ошибкам.

8 слайд Направления работы с детьми дошкольного возраста

1. Сравнение различных реальных предметов и выделение групп предметов, сходных по форме.

2. Подбор других подходящих по форме предметов к выделенным группам.

3. Сравнение выделенных по сходству формы предметов с моделями объемных геометрических фигур и выбор соответствующих моделей.

4. Выделение знакомых плоскостных фигур на поверхности объемных.

5. Выделение из реальных предметов сложной формы частей.

Вашему вниманию представлены наглядно - практические примеры работы по данным направлениям.

9 слайд 1. Сравнение различных реальных предметов и выделение групп предметов, сходных по форме.

10 слайд 2. Подбор других подходящих по форме предметов к выделенным группам.

11 слайд 3. Сравнение выделенных по сходству формы предметов с моделями объемных геометрических фигур и выбор соответствующих моделей.

12 слайд 4. Выделение знакомых плоскостных фигур на поверхности объемных.

13 слайд 5. Выделение из реальных предметов сложной формы частей.

14 слайд Выделение из реальных предметов сложной формы частей – это предметы бытового характера, которые ребенок может видеть в повседневной жизни.

15 слайд Игра с геометрическими фигурами.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Чтобы найти полное соответствие геометрических тел и фигур, можно использовать игру «Подбери по форме», где ребенок ассоциирует форму и величину геометрических тел – фигур. Цель:

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

- Учить подбирать предметы к геометрическим образцам.

- Развивать внимание, воображение.

- Развивать пространственное расположение: «вне», «внутри».

16 слайд Игра с палочками.

Также конструирование геометрических фигур на фланелеграфе, поиск основания геометрических тел, развивающее логическое мышление, внимание концентрированное и переключаемое с фигур на тела.

Цель:

- Учить детей составлять фигуру из определенного количества палочек, изменять фигуру,

- развивать смекалку, перекладывая палочки.

17 слайд Таблички – проекции названных геометрических тел в деревянном ящике.

Эти таблички дают возможность ребенку понять соответствие фигуральной основы с геометрическим телом, здесь же можно закрепить основной цветовой спектр.

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

18 слайд Затейливая познавательная игра «Корзинка – загадка», в которой дети обследуют геометрические тела на ощупь. Тело можно покатать, если оно катается, поставить на ладошку, если его можно поставить, уколоть ладошку, если присутствуют острые углы и т. д. и описать свои ощущения. Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное.

19 слайд Необходима тесная работа с родителями – это:

Практические рекомендации и консультации родителям по сенсорному развитию через познание геометрических тел в домашних условиях;

Открытые занятия, как пример сенсорики в воспитании детей;

Анкетирование, как одобрение или неодобрение родителей методов и приемов ознакомления с геометрическими телами детей через сенсорное развитие;

Наглядная информация, как результат проведенной работы;

Родительские собрания, как обсуждения, дискуссии по проблемам и достигнутым результатам.

20 слайд Вывод

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста воспитателя МДОУ п. Вишневый Салищевой Светланы Михайловны. Общие сведения о воспитателе. Окончила Магнитогорский государственный университет.

Ребёнок в мире сенсорикиРебёнок в мире сенсорики Слайд № 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 293» Советского района г. Казань. «Ребёнок в мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста при ознакомлении с геометрическими телами.
Опубликовано: 29 января 2015 в 02:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД