МААМ-картинки

Развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к ИЗО творчеству средствами нетрадиционных техник рисования.

Анна Абдрашитова
Развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к ИЗО творчеству средствами нетрадиционных техник рисования.

Развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к изобразительному творчеству средствами нетрадиционных техник рисования

Исполнитель:

Абдрашитова Анна Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 7 «Дарование», г. Юрга

Введение

Публикация «Развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к ИЗО творчеству средствами нетрадиционных техник рисования,» размещена в разделах

Актуальность проблемы развития способностей детей определена требовниями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в котором отмечено: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [24]. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития личности и особенности его проявления в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребёнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности.

Термин «нетрадиционный» (по определению Шадрикова В. Д.) подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio - привычный) в педагогической практике образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги всё чаще обращаются к нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности. По мнению Лыковой И. А. они способствуют осмысленной, в конечном счёте одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка являются ведущим механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел воплотить необходимо разнообразие техник, материалов. Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования выступает как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, о материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях, где используются нетрадиционные техники изображения, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клеем. На изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

Всё необычайное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Очень часто дети копируют образец, который им предлагают. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо образца идёт лишь демонстрация способа действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это, по мнению

Нетрадиционные техники рисования, по мнению Давыдовой Н. Г., требуют соблюдения определённой последовательности производимых действий. Дошкольники учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей дошкольного возраста, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

1. Возникновение и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми [9].

Важное условие, обеспечивающее творческое решение изобразительной задачи, - овладение графическими навыками. Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребёнку передать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому одна из самостоятельных и важных задач, стоящих перед преподавателем,– помочь ребёнку освоить технику рисования.

Многие педагоги отмечают, что проведение занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует :

• Снятию детских страхов;

Развитию уверенности в своих силах;

Развитию пространственного мышления;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждению детей к творческому поиску и решению;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развитию чувств композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазии.

Развитию внимания и усидчивости;

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение. И т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. В освоении нетрадиционными техниками рисования детьми необходимо соблюдать последовательность [11].

В средней группе (4-5 лет) у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

В любом возрасте каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Изучив теоретические положения использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми дошкольного возраста, мы можем с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством развития изобразительного творчества детей.

Задачи активизации творческого развития детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.

Полноценное, гармоничное развитие личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно гарантировать только в том случае, если с ним работают грамотные, творческие педагоги.

В процессе развития изобразительного творчества у детей главное научить их эмоционально-образному восприятию произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, сформировать интересы, предпочтения. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениям навыками, способность самостоятельно их использовать. Всем этим ребенок овладевает, если ему дают право выбора, экспериментирования.

Авторы многих программ по изобразительной деятельности дают рекомендации как использовать нетрадиционные техники. Нам наиболее близка программа Лыковой И. А. «Цветные ладошки», в которой она делает акцент на том, что работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Основные техники, используемые в этом возрасте : рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.

В средней группе добавляется : рисование свечой

В старшей группе нетрадиционные техники : кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.

В подготовительной группе добавляется: тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по - сырому, черно-белый граттаж, кляксография с ниткой, батик, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти [15].

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Ознакомление с нетрадиционными техниками с детьми среднего дошкольного возраста идё т в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста не подвергаются сомнению.

Итак, необходимо целенаправленное обучение изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования и создание условий для полноценного эстетического развития.

ГЛАВА II. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в дошкольной образовательной организации

2.1. Освоение приемов и способов нетрадиционных техник рисования детьми среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности

Средний дошкольный возраст охватывает 4 и 5 годы жизни. За этот период ребенок интенсивно развивается и умственно, и физически. В этом возрасте много внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Если дать краткую характеристику детям четырехлетнего возраста, то можно сделать вывод, что в этот период формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. Малыши интересуются действиями взрослых, во всем подражают им, стараются своими силами преодолевать маленькие трудности. Речь значительно обогащается за счет общения с взрослыми и сверстниками. Дети средней группы обладают навыками правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Имеют простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются.

Задачи в рисовании с использованием нетрадиционных техник :

- познакомить детей с различными техниками рисования;

- учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

- познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием;

- формировать у детей умение предварительно продумывать содержание образа, способов и последовательности его воплощения; - стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

Для демонстрации детских работ в группах рекомендуется иметь «Уголок творчества». Он расположен непосредственно в групповой комнате. Данный уголок оформляется рисунками детей.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте. Важным для детей среднего дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста. Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы. Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому следует предоставить ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому можно сделать вывод, средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.

Рекомендации по организации работы в нетрадиционных техниках :

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотную бумагу;

-для повышения интереса детей к данному виду деятельности рекомендуется использовать несколько цветов краски;

- благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей;

-условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству;

-чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации [12].

Предлагаем несколько занятий, способствующие развитию у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.

Тема: «Летний куст».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник : аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.

Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

Тема: «Подсолнухи на лугу».

Программное содержание:

Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью – прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки, которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Морской берег».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

Ход занятия.

Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий – некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

Тема «Здравствуй лето».

Программное содержание:

Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.

Дети активно и старательно выполняли работу.

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Задачи, намеченные в начале выпускной работы, полностью реализованы.

Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий повысился уровень способностей.

Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dou_k75u5.pptx | 2359,1 Кб
 
Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в волшебную страну красок». Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – Кляксографией. Задачи: 1. Учить.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста Содержание: Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста».Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста». Не так давно я с "Маленькими фантазёрами" (так мы решили с воспитанниками назвать нашу любимую группу) проработала материал целого проекта,.

Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования»Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования» Индивидуальный педагогический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам применения нетрадиционных.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования. Искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Консультация для родителей. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования Исследовательская работа Выполнена: воспитателем МАДОУ «ЦРР «Умка» Галиевой Лейлой Расиховной город Новый Уренгой. Изобразительная деятельность.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие способностей детей среднего дошкольного возраста к ИЗО творчеству средствами нетрадиционных техник рисования.
Опубликовано: 16 января 2017 в 18:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД