Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем дошкольном возрасте.

Галина Косарина
Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем дошкольном возрасте.

В первом полугодии учебного года мы интенсивно формируем у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Мы включаем ребят в совместную игру или предлагаем сюжет в виде небольшого рассказа.

В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед нами стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совестное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом мы учитываем игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Мы в совместной с детьми игре должны показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Мы всячески поощряем детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда малыш играя начинает выполнять отдельные действия характерные для какого либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама, хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести еще один признак ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): «Предметы оперирования» (игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)

«Игрушки персонажи» (куклы, фигурки людей, животных).

«Маркеры (знаки) игрового пространства» (игрушечная кухонная плита, дом- теремок).

Игрушки- предметы оперирования для детей от 2-3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий»- игрушечная посуда, утюг, молоток.

Привлекательны для детей и имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребенок может нагружать кубики, усесться сам, коляски для кукол, конь на колесиках, тележки.

Все эти игрушки должны быть крупными и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры должны быть крупными и готовыми к использованию, (игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам, (кроватка, стол, стулья, кухонная плита, шкафчики, ширма-домик теремок, автобус с рулем, в которых дети могут заходить и размещаться в нутрии,

Игрушки - персонажи занимают очень важное место, особенно куклы, (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т. д.).

Полуфункциональные материалы. Это небольшое количество надувных моделей, которые маленький ребенок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и т. д.

При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относиться к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Дидактическая игра «Нарядим солнышко»Дидактическая игра «Нарядим солнышко» Предлагаю вашему вниманию игру, абсолютно простую в изготовлении, и не требующую больших материальных затрат. Её могут сделать и родители.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем дошкольном возрасте.
Опубликовано: 21 января 2012 в 15:17
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...