МААМ-картинки

Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации

Ирина Францева
Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста достаточно широко изучена в педагогической науке и практике. Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт прибивания в детском саду не дает толчок для речевого развития и выразительности речи ребенка. Наукой и практикой доказано, что у дети имеющие большие возможности общения со сверстниками, но находящиеся в условиях дефицита общения со взрослым, речь сама по себе достаточно бедна, примитивна и однообразна. Дети имеющие ограниченные возможности в плане общения со взрослыми не имеют такой личной характеристики как эмпатия, взаимопомощь, самостоятельная организация содержательного общения. Для развития этих важных качеств личности необходимо правильно, целенаправленно организовывать детское общение, которое может осуществить воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста. Если воспитатель не будет знать и видеть внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка к общению, он педагогически не сможет его понять, а следовательно, и правильно ответить ему, и своевременно скорректировать его поведение.

Публикация «Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации» размещена в разделах

Современная российская система образования подвержена в настоящий момент активному реформированию, целью которого является разработка новых педагогических моделей, отвечающих требованиям социального заказа общества. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (далее ФГОС ДОО). ФГОС нового поколения ориентирован на главный результат образования – становление личностных характеристик выпускника. Развитие театрализации у детей дошкольного возраста является одной из проблем дошкольной педагогики. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями ФГОС ДОО, направленными на модернизацию дошкольного образования, обновление содержания, совершенствование форм, методов и технологий обучения детей развития культуры речи и речевого общения и коллективного взаимодействия.

Ученые рассматривают общение как непосредственный межличностный контакт, во время которого происходит обмен индивидуально-личностным содержанием, обусловленный потребностью человека в общении и коммуникации. Актуальная задача современной дошкольной педагогики заключается в обеспечении связи между обучением детей театрализовано деятельности и развитием их коммуникативных умений. В работах Л. Выготского, Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной общение («коммуникативная деятельность») рассматривается как специфическая деятельность детей дошкольного возраста, которая имеет свою структуру, возрастные особенности развития, свои формы и средства. Для своевременного и полноценного развития речи необходимо обогащать содержание потребности ребенка в общении.

Понятие театрализованной деятельности в педагогической дошкольной литературе связано с небольшими постановками сказок, так как в сказках можно открыть для ребенка ответы на вопросы, которые у него возникают. Слушая сказки в детстве, ребенок бессознательно получает опыт общественно приемлемых моделей поведения, поэтому важно, чтобы осознание театрализованной деятельности начиналось с раннего возраста.

Приобщение к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста связано со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей дошкольного возраста к этому жанру, а так же доступность детскому восприятию, и социальное значение сказки для нравственного воспитания детей, целесообразной формой работы считается театрализованная деятельность. Основой театрализованной деятельности является театрализованная игра.

Театрализованная игра выступает важным средством развития у детей эмпатии. Овладение эмпатическими способностями и средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, а так же об уровне социокультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него [2].

Воспитательные возможности театрализованной деятельности безграничны в некотором смысле. Участвуя в данной деятельности, дети познают окружающий миро во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные вопросы развивают их мышление способности анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием взаимосвязано выразительность реплик персонажей и их высказываний, так незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее грамматический строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Следовательно, театрализованная деятельность выступает источником развития чувств, переживаний и открытий дошкольника, приобщает его к местным духовным ценностям. Театрализованные занятия в свою очередь развивают эмоциональную сферу ребенка - дошкольника, побуждают его проявлять сочувствие к персонажам, проживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность в ДОУ позволяет ребенку решать личные проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия оказывают всестороннее развитие на ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [14].

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Считаем, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых. Опыт взаимодействия со сверстниками, с помощью которого дети приобретают основные навыки коллективной жизни, в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях служит, в первую очередь, для сравнения себя с другими детьми, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными действиями опыта, благодаря которым ребенок развивается как личность. Именно взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с окружением развивает личность и межличностные отношения в обществе и формирует социальную позицию.

Виды театрализованной деятельности в Доу можно подразделить на следующие виды: кулачковый театр, настольный театр, театр игрушек, пальчиковый, варежковый театр, платковые куклы, ролевой театр, театр «петрушки», театр марионеток, театр масок, театр на палочках, театр на фланелеграфе, театр на яйце, театр оригами, театр топотушек, теневой театр, штоковая кукла.

Пальчиковый, варежковый театр заключается в игре из кукл, сшитых из ткани, склеенных из бумаги или связанных из шерсти и ниток. Каждый ребёнок, занятый в спектакле, может работать только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети [24].

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Сценой театра петрушек является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них. Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.

Настольный театр, театр игрушек реализуется игрой с помощью плоскостных или обыкновенных игрушек, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками: «Матрёшка и Катя», «Игра в прятки», «Приключения игрушек» и другие. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений.

Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате.

Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране [20].

Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции. Сценой теневого театра является экран. Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Театр на фланелеграфе описывается как иллюстративное показывание с фланелеграфом, дети слушают и смотрят представление с большим интересом. Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал. Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.

Ролевой театр используется в такой деятельности, в которой, дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.

Театр масок проводится с помощью заранее заготовленных масок. Это могут быть шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Татр Штоковой куклы может быть показан детям с помощью кукол, которых водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев [23].

Театр на яйце показывается на материале капсул от киндер-сюрприза и наклеек по сказке «Курочка Ряба». Кроме этого, можно купить деревянные яйца – заготовки и расписать их сказочными героями.

Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки от воздушных шариков

Театр марионеток. У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага – инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.

Кулачковый театр. Такая игрушка интересна для детей тем, что она динамична. Голова может вращаться, так как она прикреплена к палочке, которая зажата в кулачке кукловода и выведена через отверстие в платье. При вождении куклы участвуют две руки. На кулак правой руки надевается игрушка, и она водит персонаж, а левой рукой можно поворачивать голову куклы, используя палочку.

Театр топотушек. Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

Театр на палочках. Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате [17].

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей - эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

Развитие выразительности речи детей происходит через живое общение. Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленная на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Поэтому развитие коммуникативных навыков основывается на: обмене мыслями, чувствами, переживаниями, на разновидностях человеческой деятельности, а так же выступает как социальная форма информационной связи.

Под выразительностью речи понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

Таким образом, проанализировав все выше изложенное, мы можем сделать вывод, что коммуникативные навыки формируются в процессе длительного общения и взаимодействия между людьми, а выразительность речи зависит от манеры общения взрослого с ребенком. Насколько грамотен взрослый ровно на столько будет выразительна речь ребенка дошкольника. Их развитие прекрасно происходит с помощью применения театрализованной деятельности, так как она представляет собой целостную систему личностных связей детей с различными сторонами объективной действительности, состоящая их 3 связанных компонентов, таких как отношение человека к людям, отношение человека к себе, отношение человека к предметам внешнего мира.

© Францева И. П.

Публикации по теме:

Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие.

Развитие образности и выразительности речи через игры-драматизации Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и.

Конспект НОД по развитию речи с помощью театрализации русской народной сказки «Репка» во второй группе раннего возраста Цель: Развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Репка» Задачи: 1. Учить детей участвовать в инсценировке сказки,.

Консультация для педагогов «Театрализованная игра как средство развития выразительности и интонационности речи дошкольников» Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Речь должна.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности. Дошкольное детство-начало жизни.

Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к.

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР. Консультация для родителей Развитие интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства.

Развитие речи у дошкольников с помощью дидактических игр «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что.

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности Общие основы формирования связной речи детей с ОНР Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие выразительности речи дошкольников с помощью театрализации
Опубликовано: 27 июля 2018 в 13:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД