«Развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность». Справка тематического контроля

Любовь Щербина
«Развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность». Справка тематического контроля

В соответствии с планом работы МБДОУ с 25.11.2013 по 29.11.2013г. проведена тематическая проверка по теме «Развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность».

Воспитатели: (Ф. И. О.)

Цель: оценки состояния работы по экологическому воспитанию дошкольников.

С этой целью в группах был проведен анализ состояния календарных и перспективных планов, просмотрены: развивающая предметно-пространственная среда, проведение наблюдений, экспериментов, прогулок, изучена совместная и самостоятельная деятельность детей, содержание планов работы с родителями.

I.Оценка уровня развития интегративных качеств детей.

Мониторинг качества освоения образовательной программы детьми осуществляется в соответствии с требованиями программы и сроками.

Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что показатель динамики интегрированного качества «Любознательный активный», «Эмоционально отзывчивый», «Имеющий первичные представления о природе» воспитанников группы «Любознайки» на среднем уровне, дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы, делают умозаключения, излагают свои мысли, проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности (по уходу за растениями, рыбками, подкормке птиц, понимают простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать – оно засохнет и погибнет, существование взаимосвязи состояния природы (окружающей среды) и здоровьем, знают характерные признаки времен года, соотносят с каждым сезоном особенности жизни животных, растений, устанавливают взаимосвязь между ними, знают правила поведения в природе, хотя имеются воспитанники группы, которые не проявляют ярких положительных эмоций, не проявляют интереса к природе.

Воспитателям группы «Любознайки» необходимо разнообразить формы работы и обогатить иллюстрированный материал, для обеспечения личностно ориентированного взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров)

Показатель динамики интегрированного качества «Любознательный активный», «Эмоционально отзывчивый», «Имеющий первичные представления о природе» воспитанников группы «Карапузики» на среднем уровне, дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив. Следовательно, воспитателям необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования.

II.Оценка уровня профессионального мастерства.

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса (образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой», в ходе режимных моментов, собеседования с воспитателями.

Воспитатели знают задачи своей возрастной группы по образовательной области «Познание», разделу «Ознакомление с природой», используют разнообразные методики и приемы, беседы, игровые задания и упражнения. Приемы воздействия педагогов с детьми (прямые и косвенные) направлены на поддержание интереса к проблеме. Систематически проводят непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Познание», разделу «Ознакомление с природой», организовывают деятельность детей в природе (экспериментирование, труд в природе, наблюдение и экскурсии). Воспитатели, используют в работе средства ИКТ-технологий.

Анализ образовательной деятельности «Познание» показал качественную подготовку педагогов методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, создание эмоциональной кульминации, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей, Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная.

Анализ образовательной деятельности «Познание» показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, однако, речь воспитателя подавляет инициативу детей.

III. Планирование работы с детьми.

Анализ календарных планов показал, что планирование ведется согласно комплексно-тематическому плану ДОУ, в соответствии с программой ДОУ и возрастными особенностями детей.

Воспитатели группы «Любознайки планируют наблюдения, беседы об осени, зиме, животном и растительном мире России, родного края; рассматривание иллюстраций, картинок, художественное слово, дежурство в уголке природы, организацию прогулок, опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в разновозрастных группах. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе, природоохранная деятельность детей.

Воспитатели групп планируют непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей: беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в уголке природы.

Воспитателями группы «Карапузики» мало планируется опытов на прогулке, с песком и водой.

Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений, которые заполняются детьми совместно с воспитателями (группа «Любознайки», «Карапузики»).

IV. Создание условий.

В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию экологического сознания, формированию знаний об объектах и явлениях природы, достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе, разнообразие комнатных растений, с паспортом растения, названия, символических обозначений условий, необходимых для роста и развития.

В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д. Мини-лабаратория в группе «Любознайки» (чашка Петри, пробирки, колбы, микроскоп, фильтры и пр., коллекции, посадка растений в разные виды почвы: гидропоника, песок, глина и т. д.

В группе «Карапузики» создан центр для игры с песком и водой.

Большое разнообразие дидактических игр экологического содержания: лото «Животный мир», «Отгадай, загадку», «Разноцветный мир», «Времена года», «Где чья мама?» (группа «Карапузики»); «Узнай по запаху», «Хочу все знать», «Дары природы», «Волшебный лес», «Как зовут тебя деревце», «Волшебный лес», «Азбука животных» «Загадки о животных» и т. д. (группа «Любознайки», дидактического материала (таблиц, схем, алгоритмов, иллюстраций и пр.).

В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал, альбомы «Времена года», «Животные родного края», «Растения Ямала», «Цветы», схемы «Строение растений», плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!». Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровненного развития детей.

Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.

Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию

Многофункциональные календари природы в группах «Карапузики», «Любознайки», помогают закрепить знания детей, полученные в процессе непосредственных наблюдений в природе, дают представления о том, что природные явления можно отобразить с помощью определенных знаков и символов.

V. Работа с родителями.

Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье», подготовлены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне», «Экологическое воспитание, воспитание нравственности духовности и интеллекта», «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений», родительские собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом». В группе «Любознайки» идет реализация долгосрочного детско-родительского проекта «Экознайка», в группе «Карапузики» «Живое серебро Пура»

Рекомендации:

1. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно).

2. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

3. Воспитателю использовать приемы привлечения и самостоятельного мышления детей (постоянно).

Заведующий

Старший воспитатель

Ознакомлены:___

Публикации по теме:

Работа в творческой группе. В нашем детском саду на первом педсовете выбирается творческая группа, которая помогает в учебном году в организации педагогического процесса.

Справка по итогам тематической проверки «Состояние работы по развитию звуковой культуры речи детей разных возрастных групп» СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ «Состояние работы по звуковой культуры речи детей разных возрастных групп» Проверка проводилась.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие экологического сознания через познавательно-исследовательскую деятельность». Справка тематического контроля
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 14:56
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...