Наталья Семкина
Образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки «Муха Цокотуха»
Развивающая образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»
Цели:
продолжать развивать у старших дошкольников экономические компетенции.
Задачи:
• Формировать первоначальные экономические знания у детей;
Публикация «Образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки „Муха Цокотуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- Темочки
• Способствовать развитию экономического мышления;
• закрепить знания о понятиях «доход», «расход», «деньги», «прибыль»
• Воспитывать трудолюбие, старание, бережливость, хозяйственность и ответственное отношение к деньгам;
• Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
• Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
• Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
• Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
• Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
• Развивать у детей интерес к театрализованной игре.
• Воспитывать артистические качества.
• Раскрыть творческий потенциал.
• Развивать навык детей использовать интонационные средства выразительности, жесты и мимику для передачи облика своего персонажа.
• Эмоционально развивать дошкольников с помощью сопереживания и драматизации эпизодов сказки.
Сегодня мы вспомним героев одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в этой сказке и посмотрим, чему она нас научит.
- Сказка ложь, да в ней намек
добрым молодцам урок!
Слушать сказку будем дружно
Из нее узнать нам нужно,
Что «доходом» назвать,
Что «расходом» величать,
«Прибыль», что за зверь такой
«Бартер», что тут за герой?
- Выходим в середину группы закрываем глазки и повторяем
«Раз, два, три покружись в мире сказок очутись»
- Открываем глаза! Вот мы и очутились в сказочном мире. Впереди нас ждет сказка Муха Цокотуха.
- Ребята, кто помнит, как начинается эта сказка?
(Ответы детей)
- Молодцы!
Муха, Муха Цокотуха
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла».
- Вот как повезло Мухе!
- А как думаете, она обрадовалась своей покупке? (ответы детей)
- А когда у вас возникают такие чувства? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, почему Муха нашла денежку? (ответы детей)
- Верно, наверняка кто-то эту денежку потерял.
- А каким качествами должен обладать человек, чтобы не терять деньги? (ответы детей)
- Аккуратность, внимательность, бережливость помогают людям сохранить свои деньги.
- Ребята, а что еще кроме человеческих качеств может помочь сохранить деньги? Где люди хранят свои деньги? (ответы детей)
- Деньги можно хранить в кошельке, на карточке, сейфе, банке (счете). Деньги, которые лежат в кошельке, и вы их можете взять в руки и пересчитать называются наличными,
а деньги которые лежат на карте, и вы из увидеть и потрогать не можете, называются безналичными.
- Ребята, какие деньги Муха нашла на поле наличные или безналичные? (ответы детей)
- Правильно! Муха нашла наличные деньги.
- Дети, а кто помнит, что произошло дальше? (ответы детей)
- Верно!
«Пошла Муха на базар,
И купила самовар».
- Для чего муха купила самовар? (ответы детей)
- Верно. Муха пригласила на чай из самовара своих друзей. Самовар большой чая можно приготовить много, всем хватит.
«Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали».
«А букашечки- по три чашечки,
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
- Кто такая именинница? (ответы детей)
- Ребята, Муха нашла денежку и пошла на базар. Она купила самовар, накрыла на стол, пригласила гостей. Как вы думаете, Муха эффективно потратила деньги? (Ответы детей)
- Я предлагаю размяться, подвигаться, а потом обсудим покупку Мухи.
Физминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
(машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает.
(считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять.
(хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать!
(прыжки на месте)
За день, за два и за месяц…
(шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(считаем пальчиком) Г. Виеру
- Отлично, попархали, полетали, а теперь давайте вспомним про покупку самовара.
- Как вы думаете Муха правильно сделала, что купила самовар? (ответы детей)
Для того, чтобы разобраться с этим давайте вспомним такие понятия как «доход», «расход» и «прибыль»
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
ПРИБЫЛЬ — это разница между доходом и расходом.
- Теперь давайте вспомним, какой доход муха получила.
- Верно, Муха нашла денежку и еще у нее были какие-то запасы дома.
- Какие расходы совершила Муха? (ответы детей)
- Потратила денежку на самовар и накрыла стол из своих запасов.
«Бабочки-красавицы,
Кушаёте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?»
- Как вы думаете, ребята, получила ли муха какую-то прибыль?
- Давайте вспомним, что происходило на чаепитии.
«Приходили к мухе блошки
Приносили сапожки,
А сапожки не простые
В них застежки золотые».
«Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла».
- Ребята, а что еще произошло на празднике у Мухи? (ответы детей)
- Да, это было страшно и печально, когда Муху похитил Паук, но все закончилось благополучно. Комарик спас Именинницу и веселье продолжилось.
«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!
Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые – мужики богатые
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Веселиться народ, Муха замуж идет».
«За лихого, удалого, Молодого Комара.
Будет, будет мошкара веселиться до утра,
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
- Вот мы и вспомнили содержание сказки и теперь с легкостью сделаем вывод о том, как Муха распорядилась своими деньгами.
- Муха потратила деньги на самовар, запасы на чаепитие.
А получила, сапожки, банку меда, хорошее настроение и нового друга- комарика. Да и самовар остался при ней. Она сможет пригласить друзей к себе на чай с медом и потанцевать в своих новых сапожках.
- Итак, дели, какой вывод мы сделаем?
- Муха правильно потратила свои сбережения и получила прибыль.
- Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.
- Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?