Развивающая среда в группе

Анна Сюваткина
Развивающая среда в группе

ХАРАКТЕРИСТИКА

компонентов предметно-развивающей среды

Сюваткиной Анны Сергеевны.

Концепция построения предметно-развивающей среды требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Это многомерное развивающее пространство, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания. А значит возможность полноценного развития.

Создавая предметно-развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Идея создания предметно-развивающей среды постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. В групповом помещении средней группы по программе «Детство», была

оборудована предметно-пространственная развивающая среда:

Центр «Будем говорить правильно»:

• этажерка для пособий.

• наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.

• наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.

• настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.

• настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т. д.)

• раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты)

• диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.

Центр «Здравствуй, книжка!»:

• открытая витрина для книг.

• столик и два кресла, мягкий диванчик.

• детские книги по программе и любимые книги детей.

• два-три постоянно сменяемых детских журнала.

• детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

• книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.

• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.

• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

• телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Центр «Играем в театр»:

• большая складная ширма

• маленькая ширма для настольного театра

• костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок

• куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).

Центр художественного развития:

• восковые и акварельные мелки, цветной мел

• гуашевые краски

• фломастеры

• цветные карандаши

• пластилин

• клейстер

• кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты потемам

• цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки

• рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ

• доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования

• поднос с тонким слоем манки.

Центр «Учимся конструировать»:

• мозаики большого и маленького размеров

• конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров

• разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов)

• пазлы

• различные сборные игрушки и схемы их сборки

• игрушки - трансформеры

• игрушки-шнуровки, игрушки-застежки

• кубики с изображениями («Сказки» и т. д.) и без картинок (различные по форме)

• блоки Дьенеша.

Центр «Учимся строить»:

• строительный конструктор с крупными блоками

• строительный конструктор со средними блоками

• строительный конструктор с мелкими блоками

• нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т. п.)

• небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.)

• транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов

• схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр «Учимся считать»:

• счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки)

• комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа

• наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа

• занимательный и познавательный математический материал

• схемы и планы (групповая комната, кукольная комната)

«Волшебные часы» (времена года, части суток)

Центр «Мы познаем мир»:

• Стол для проведения экспериментов

• халатики, передники, нарукавники

• контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов

• природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди)

• сыпучие продукты (соль, сахарный песок)

• увеличительное стекло

• игрушечные весы

• ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.

• игрушки для игр с водой и песком

• комнатные растения с указателями по программе

• леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы

«Алгоритм» ухода за растениями

• журнал опытов.

Музыкальный центр:

• детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки

• звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями)

• магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок.

«Поющие» игрушки.

Центр сюжетно-ролевых игр:.

• предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр

• атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т. п.)

• атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).

Центр физической культуры:

• мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов

• обручи

• гимнастические палки

• ленты разных цветов на кольцах

• кегли.

• тонкий канат или цветные веревки

• флажки разных цветов

«Дорожка движения»

• мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках»

• кольцеброс

• нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т. п.)

• ребристые и массажные дорожки.

Раздевалка:

• шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей, маркировка,скамейки

• схема-«алгоритм» процесса одевания

• стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей)

«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов, мини-журнал для родителей и т. д.)

• информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).

Туалетная комната:

• схема-«алгоритм» процесса умывания.

Уголок «Кубанской избы»

• макет кубанского подворья

• национальные костюмы

• предметы домашнего обихода (прялка, ухват, жерлова, веретено,глиняные горшки, светильник, ложки и т. д.)

• мебель (стол, лавка, кровать, люлька)

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребёнка. Принцип возрастного соответствия нашёл своё применение в том, что материал, мною подобранный, преемственен и для детей, которые это содержание не освоили. Есть возможность для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Я считаю, что мне удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о миреи его окружении.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, я старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. В группе всё находится под рукой, игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

На участке также созданы зоны развития детей: дорожка здоровья, полоса препятствий, оборудование для лазания, подтягивания, висов, перелезания, метания в цель. В зоне отдыха имеется беседка, скамейки для отдыха. Участок отличается обилие изготовленных руками педагогов и родителей уголков уединения (домики, навесы, качели, песочницы, игровых зон, троп здоровья, познавательно - развивающая тропа (экологический уголок где дети знакомятся с живой природой, рассматривают растения, насекомых, птиц). Территория оформлена декоративным кустарником, цветами.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» .

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающая среда в группе
Опубликовано: 9 марта 2012 в 17:09
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...