Реализация образовательной области «Безопасность» в детском саду

ирина мельникова
Реализация образовательной области «Безопасность» в детском саду

Реализация образовательной области «Безопасность» в детском саду

Реализация образовательной области «Безопасность"

• Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами государства и появление новых ориентиров, связанных с введение Федеральных государственных требований, прямое тому доказательство. Воспитательно- образовательный процесс наполнился новым содержанием и новыми формами работы. Реализация образовательных областей осуществляется по принципам:

• Развивающего обучения

• Научной обоснованности

• Необходимость, достаточность

• Интеграция образовательных областей Педагоги нашего детского сада, вводят в практику инновационные формы работы, желая сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной, ориентируются на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями. Данная методическая разработка это результат работы творческой группы воспитателей по реализации образовательной области «Безопасность»

Как показывает практика, часто дети не знают, как вести себя с незнакомым человеком на улице, что делать при пожаре или как правильно переходить дорогу. Поэтому следует уделить особое внимание повышению компетентности дошкольников в вопросах личной безопасности и экологического сознания через решения следующих задач:

Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:

• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• Передачу знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Главной задачей взрослых является стимулирование и развитие их самостоятельности и ответственности. В связи с этим большое внимание следует уделять организации различных видов детской деятельности, направленных на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и определенных навыков поведения в опасных ситуациях, формирование умения применять их в реальной жизни.

Как показывает опыт работы педагогов МОУ детского сада №251, дошкольники плохо знают, как себя вести в тех или иных опасных ситуациях. Именно поэтому воспитатели уделяют большое внимание данному вопросу и для реализации образовательной области «Безопасность» систематически проводят мероприятия по обучению детей практическим навыкам поведения в различных ситуациях: беседы, игры, развлечения, викторины, конкурсы рисунков, экскурсии в пожарную часть.

Одним из таких мероприятий стало реализация проекта в старшей и подготовительной к школе группах «Чтобы не было беды». Целью этого проекта было формирование у детей понятия «пожарная безопасность», закрепление знаний о причинах возникновения пожара, формирование элементарных умений и навыков в поведении при возникновении пожара, воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии. Дети подготовили стихи и частушки на противопожарную тематику, справились с заданиями «Договори словечко», отгадали загадки, очень понравилось капитанам команд примерять настоящую пожарную форму, принесённую из пожарной части. Ребята выполняли различные задания: отбирали из предложенных предметов те, которые могут вызвать пожар, вызывали пожарную охрану по телефону 01, «тушили огонь», восстанавливали повреждённое электричество.

Информационный материал способствует тому, чтобы:

• внимание детей становилось произвольным,

• восприятие – думающим,

воображение – творческим,

• память – хорошей.

Подобран материал, который вместе с развитием психических процессов способствует воспитанию у детей чуткости и милосердия. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражении, компетентности в сфере отношения к миру людям, себе (уметь применить). Интеграция различных видов детской деятельности позволяла включать детей в различные формы сотрудничества.

Информационные блоки включают арсенал разнообразных методов и приёмов: беседы по картинкам, работа с текстами, активная деятельность со стихотворным материалом, игротека, творческие задания, схемы.

Каждый информационный блок может служить материалом для двух – трёх занятий. Например:

на первом – беседа по картинке и инсценирование стихотворения,

на втором – продолжение истории по картине, пересказ текста и игра,

на третьем – индивидуальная работа со схемой и игр.

Желательно проводить такие занятия на фоне тихого звучания музыкальных произведений, устраивать вернисажи в соответствии с темой.

Главное – расширить мировоззрение детей, помочь им реализовать все свои сегодняшние возможности.

Актуальность проекта

Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни!

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же лет они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, произошедших по вине человека.

Часто причиной становиться детская шалость. Ежегодно в городе происходит до 200-300 пожаров из-за детской шалости с огнём. На пожарах гибнут 15-20 детей. Причиной их гибели становиться незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником возгорания. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребёнка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно- оборонительная реакция: ребёнок от страха прячется в угол комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Известно, что детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, мало эффективны.

Да и родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Дети часто остаются без присмотра взрослых, включают в розетку электроприборы, Родители разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой.

Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно учить пожароопасному поведению с дошкольного возраста, изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст для этого самый благоприятный. Детскому саду и родителям необходимо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного повеления.

В нашем детском саду внедрена и активно используется такая форма работы, как проектная деятельность. Проектирование как инструмент саморазвития превращает дошкольников в активных участников образовательного и воспитательного процесса. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, помогает находить выход из трудной ситуации. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребёнка о возможных последствиях, но не напугать его. Данный проект даёт возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного явления, в данном случае огня. Огонь- друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь может стать и врагом при неправильном обращении. Во многих случаях от нас зависит, станет ли огонь твоим другом или врагом.

Цель проекта: Прививать культуру безопасного поведения.

Формировать осознанное и ответственное отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Ожидаемый результат:

• Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка.

• Профилактика панического страха перед огнём.

• Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

• Изменение отношения родителей к данной проблеме.

• Составление дополнительных разработок, непосредственно образовательной деятельности, игр с использование сюжетно-ролевых ситуаций, досугов, практических развивающих ситуаций, памяток и рекомендаций для детей и родителей по правилам пожарной безопасности.

Задачи проекта:

Образовательные

• Познакомить с историей возникновения огня

• Учить видеть, когда огонь-друг, а когда враг

• Познакомить с правилами пожарной безопасности

Развивающие

• Формировать умение реально оценивать ситуацию

• Помочь запомнить правила пожарной безопасности

• Развить творческие способности дошкольников

Воспитательные

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения

• Воспитывать уверенность в своих силах, чувства благодарности людям,

• которые помогают нам в трудных ситуациях.

Проблема:

1. Как организовать совместную деятельность родителей и воспитателей по формированию у детей целостного представления о пожарной безопасности.

2. Какие формы образовательной работы будут способствовать развитию у детей навыков противопожарной безопасности.

Гипотеза:

Если воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил- постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.

Принципы реализации проекта:

• Систематическое изучение причин возникновения пожаров

• Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на участке, в лесу.

• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области культуры безопасного поведения на базе уже имеющихся.

• Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок забота о его здоровье и безопасности.

Модель реализации проекта:

-работа с педагогами

-работа с родителями

- с детьми

-сотрудничество с инспектором отделения Государственного пожарного надзора.

Модель была реализована в три этапа.

Для решения поставленных задач необходимо:

-повысить профессиональный уровень педагогического коллектива ДОУ,

- просветить родителей по теме проекта;

-создать разнообразную и интересную развивающую среду;

На подготовительном этапе проводились мероприятия, позволяющие выявить уровень знаний и заинтересованности воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ. Были составлены анкеты для родителей, опросники для педагог, изучена предметно- развивающая среда: оборудование и действенность уголков безопасности.

Анализ проведённой работа показал высокий уровень заинтересованности и средний уровень просвещённости у всех участников проекта.

С этой целью был создан план методической работы.

Цель основного этапа – расширить представление детей старшего дошкольного возраста о правила безопасного поведения с огнём.

Педагоги ДОУ разработали тематический план, который включал в себя: проведение бесед и развивающих ситуаций на игровой основе

На заключительном этапе подводились итоги реализации проекта: проводились мероприятия по уточнению уровня знаний детей, стимулирующие их дальнейшую деятельность по обеспечению собственной безопасности; родители высказывали мнения о проведённой работе; выявлялась компетентность педагоговЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ»

1 этап. Организационно - подготовительный.

ЦЕЛЬ: работа творческой группы по определению основных направлений проекта, подборка программно – методического обеспечения

содержание Формы работы Сроки проведения

ответственные

Постановка проблемы

Работа творческой группы по подготовке программно-методического обеспечения

Обогащение предметно-развивающей среды 1. Самообразование.

2. Консультация для воспитателей Формы реализации образовательной области «Безопасность»

3. Итоги оперативного контроля «Наличие уголков безопасности и их действенность»

5. Подбор литературы, наглядного материала

6. использование Интернет ресурсов 11.11.2011

Ст. воспитатель

Мельникова И. В.

Члены творческой группы

Уточнение представлений детей ППБ, их личный опыт

Выявление уровня знаний родителей по данной теме. 1. Беседы, наблюдения

2. Родительское собрание по ПБ ТЕМАБезопасность детей в наших руках». Методические рекомендации и советы родителям по ППБ.

3. Объявление конкурса детско- родительского рисунка.

12.11.2011

Воспитатели:

Черникова Е. Н.

Кузнецова Е. А.

Романова Е. В.

Ст. воспитатель

Мельникова И. В.

2 этап. Практический

ЦЕЛЬ: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.

Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации:

«Что такое огонь?» 1. Занятие по познавательной деятельности

«Лаборатория Горелкина»

Д/и «Подумаем вместе»

3. Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница» 13.11.2011

воспитатели: Романова Е. В., Кузнецова Е,А,

Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми. Познавательно – речевое занятие «Огонь-друг или враг?».

2. Чтение стих-я И. Солнышко»Пожарная машина».

3. Чтение сказки

«Как огонь воду замуж взял» (Д. в., №5 2006 стр. 120)

4. Д/и «Доскажи словечко». Игровые упражнения 14.11.2011

Воспитатели:

Черникова Е. Н.

Романова Е. В.

Пидпанюн А. В.

Кузнецова Е. А.

Опасный огонь 1Интегрированное занятие:

.Рассказ –беседа «Украшаем ёлку»

-Д/и «Четвёртый лишний»

-Загадки

-Моделирование ситуаций

2 Разучивание пословиц и поговорок по теме.

4. И/у

«Опасные соседи»

15.11.2011

Группа №6

Романова Е. В.

Группа №5

Правила пожарной безопасности в ДОУ 1. Интегрированное занятие. Тема:»Ознакомление детей с уголком пожарной безопасности

2. Игра – эстафета «Пожарный щит».

3. Д/и «Холодные горячие предметы»

4. И/у: «горит- не горит», «Лежебока» 18.11.2011

Ст. воспитатель

Муз. рук.

Роженовская Н. В.

воспитатели

Правила пожарной безопасности дома 1. Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С. Я. Маршак

2. Огонь в картинках и загадках.

3. Д\/и «определи место знаков в квартире»

4. Просмотр видеофильма. 19.11.2011.

воспитатели

группы №5

воспитатели

Муз. рук.

Ст. восп.

Мельникова И. В.

Огонь в литературе 1. Беседа по картинке. По произведению С. Маршака «Кошкин дом».

2. Чтение произведения Б. Житкова «Пожар»

3. Д/и «Подумаем вместе»

4. Советы для воспитанных детей. 20.11.2011

Воспитатели группы №5

Воспит. группы №6

Изготовление атрибутов и макетов по ППБ 1. Творим вместе.

Организация выставки:

«Чтобы не было беды!»

«Огонь-друг, огонь-враг!»

3. Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару» 21.11.2011.

Воспитатели групп№5,6

3 эпат –заключительный

ЦЕЛЬ: Уточнение целостности и систематичности уровня знаний детей по обеспечению собственной безопасности. Выявление компетентности педагогов.

Итоговый день 1. Досуг с родителями: «Юные пожарники спешат на помощь».

2. Тренировочная эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием, размещение детей в заранее назначенном месте. 22.11.2011.

заведующий

Каменская Н. А.

ст. воспит.

Мельникова И. В.

Воспитатели групп

Муз. рук-ль

Консультация для воспитателей

Формы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Безопасность»

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» в детском саду организована на основе программы Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. Безопасность. В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данной области.

Цель образовательной области «Безопасность»:формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.

Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная

деятельность

с педагогом Самостоятельная

деятельность детей Совместная

деятельность

с семьей

1. РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ

1. Внешность человека может быть обманчива МЛ. ,СР. СТ. Объяснение, напоминание, чтение худ. лит-ры Рассматривание иллюстраций, чтение, тренинги Рассматривание иллюстраций, разные виды игр Объяснение, напоминание

2. Опасные ситуации, контакты с незнакомыми людьми на улице МЛ. ,СР. СТ. Ситуативные беседы, работа в тетрадях, игра, чтение Творческое задание, обсуждение Игры, рассматривание иллюстраций Рассказ

3. Опасные ситуации, контакты с незнакомыми людьми дома МЛ. ,СР. СТ. Работа в тетрадях, объяснение, напоминание, тренинг Рассказ, чтение, игра Игра Объяснение, напоминание

4. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице СР., СТ. Беседа, работа в тетради Тренинг, творческое задание Рассказ, чтение сказок Участие в занятиях, беседы

5. ребенок и его старшие приятели СР., СТ. Работа в тетради, ситуативные беседы Творческое задание, инсценирование, драматизация Рассматривание иллюстраций Беседа, информация на стенде

II. РЕБЕНОК ДОМА

1. Пожароопасные предметы МЛ. ,СР. СТ Чтение худ. лит-ры, ситуативные беседы Обсуждение, продуктивные виды деятельности Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов Информация на стенде

2. Предметы, требующие осторожного обращения МЛ. ,СР. СТ Игра, работа в тетради Решение проблемных ситуаций Беседа, напоминание

3. Использование и хранение опасных предметов

МЛ. ,СР. СТ

Работа в тетради, беседа

Объяснение

Беседа

4. Пожар напоминание СР., СТ. Работа в тетради, Беседа, упражнения, тренинги Продуктивная деятельность Напоминание, оформление стенда

5. Как вызвать милицию СР., СТ. Работа в тетради, беседа, чтение худ. лит-ры Игры напоминание, объяснение

6. Скорая помощь СР., СТ. Работа в тетради, обсуждение тренинг, игровая ситуация Игры творческое задание

7. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности МЛ. ,СР. СТ Работа в тетради, беседа обсуждение, творческое задание Рассматривание иллюстраций

III. РЕБЕНОК И ПРИРОДА

1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе МЛ. ,СР. СТ Объяснение, напоминание Продуктивная деятельность Творческие задания

2. Будем беречь и охранять природу МЛ. ,СР. СТ Работа в тетради, беседа Беседа, труд в природе (на участке) Продуктивная деятельность Беседа

3. Съедобные и несъедобные грибы СР., СТ. Ситуативное обучение Обучение, рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Ситуативное объяснение

4. Съедобные ягоды и ядовитые растения СР., СТ. Работа в тетради, беседа Игра Продуктивная деятельность Объяснение, напоминание

5. Сбор грибов и ягод (настольная игра) СР., СТ. Работа в тетради, беседа Игра Продуктивная деятельность

6. Контакты с животными МЛ. ,СР. СТ Работа в тетради, беседа Рассказы, чтение Объяснение, запреты

III. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

1. Как устроено тело человека

МЛ. ,СР. СТ Беседа, работа в тетради Игра, рассматривание, обсуждение Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов

2. Как работает сердце человека СР., СТ. Беседа, объяснение Рассматривание тематического альбома и обсуждение Рассматривание иллюстраций,

3. Что мы делаем, когда едим СР., СТ. Беседа, курс «Познаю себя» Объяснение, напоминание, творческое задание Рассматривание тематического альбома

4. как мы дышим СР., СТ. Беседа, упражнение Ситуативное объяснение

5. как движутся части тела СР., СТ. Рассказ Продуктивная деятельность Тренинг

6. Отношение к больному человеку СР., СТ. Напоминание Напоминание Ситуативная беседа

7. Микробы и вирусы СР., СТ. рассказ Рассказ

8. здоровье и болезнь МЛ. ,СР. СТ Беседа Рассказ Рассматривание иллюстраций Рассказы, чтение

9. Личная гигиена МЛ. ,СР. СТ упражнения Упражнения самообслуживание

10. Витамины и полезные продукты СР., СТ. Тематический досуг Творческие задания, дидактические игры Продуктивная деятельность

11. Витамины и здоровый организм СР., СТ. Беседа, работа в тетради Объяснение, напоминание Дидактическая игра

12. Здоровая пища СР., СТ. Беседа, обсуждение Творческие задания Продуктивная деятельность

13. Режим дня СР., СТ. Объяснение, напоминание Беседа, чтение Настольно-печатные игры

14. на воде, на солнце СР., СТ. беседа Объяснение, напоминание Настольно-печатные игры по валеологии

15. Спорт СР., СТ. Беседа, работа в тетради игра Рассматривание альбома «Виды спорта»

V. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

1. Детские страхи

МЛ. ,СР. СТ работа в тетради, индивидуальная работа с ребенком Чтение художественной литературы напоминание

2. Конфликты между детьми МЛ. ,СР. СТ Объяснение, напоминание Напоминание Беседы

VI. РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ

1. В городском транспорте СР., СТ. игра Беседы, упражнения, тренинги Сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций Объяснение, напоминание, похвала

2. Дорожные знаки МЛ. ,СР. СТ Рассматривание иллюстраций Ситуативное обучение, дидактические игры Настольно-печатные игры, продуктивная деятельность Тренинг, творческая работа

3. Игры во дворе МЛ. ,СР. СТ Беседа Игра-тренинг Рассматривание иллюстраций Творческое задание «План-схема», где безопасно играть

4. Катание на велосипеде, роликах, самокате в черте города СР., СТ Решение проблемных ситуаций Просмотр и обсуждение видео Рассматривание иллюстраций Напоминание

5. Опасные участки на пешеходной части улицы СР., СТ Тематичсекий досуг, игры Обучение Тематические досуги Упражнения

6. Безопасное поведение на улице МЛ. ,СР. СТ Беседа, обсуждение Рассказ, просмотр видео Рассматривание иллюстраций Личный пример, напоминание

7. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице СР. СТ Обсуждение, работа в тетради Напоминание, объяснение Рассматривание тематичсеких альбомов, с-ролевая игра Ситуативное объяснение

8. Знаешь ли ты свой адрес СР., СТ Игровая ситуация Дидактическая игра Инсценирование, общение со сверстниками напоминание

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ЭКСКУРСИЯ ПО ДЕТСКОМУ САДУ.

ЦЕЛЬ:

• ознакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования.

• Развивать наблюдательность и внимательность

• Воспитывать активную жизненную позицию, умение действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПЛАН:

-Воспитатель просит детей назвать знакомые предметы, которые они видят на противопожарном стенде, а также их назначение;

-Рассказ воспитателя о огнетушителях и других средствах тушения пожара (ведро, вода, песок, лопата, кошма, лом) и разъясняет, почему эти предметы собраны в одном месте;

-загадывание загадок по теме.

Справка об итогах оперативного контроля

«Наличие уголков безопасности в группах и их действенность»

В соответствии с планом воспитательно- образовательной работы и проведением «Недели пожарной безопасности» был осуществлен контроль по наличию в группах уголков безопасности и их действенности.

Контроль осуществлялся 4 группах и 1 группе младшего дошкольного возраста.

Смотр показал, что в большинстве групп созданы и действуют уголки безопасности и в целом соответствуют требованиям программы развития и воспитания «Детство», а так же частично соответствуют требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы в детском саду.

В группах №2. 3, 4,5,1 созданы условия для освоения образовательной области «Безопасность», активной игровой деятельности, совместноё деятельности со взрослым, подобраны атрибуты для сюжетно- ролевых игр, дидактические игры, связанные с безопасным поведением при обращении с огнём и огнеопасными предметами, наглядные пособия и иллюстрации для закрепления навыков безопасного поведения в разнообразных ситуациях и развития осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения.

В группе №3 уголок оборудован с учётом интеграции образовательных областей «Безопасность», «Социализация». «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Удачно подобраны книги, подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. Дидактический материал, настоль-печатные игры, а также создан макет для организации сюжетно-ролевой игры. Имеются различные изобразительные средства, знания детей отражены в продуктивной деятельности, организована выставка детско-родительских работ. Разнообразный наглядный материал для родителей.

В группе №2 имеется разнообразные пособия для работы с детьми, воспитателем оформлены тематические альбомы «Огонь как природное явление», «Огонь друг или враг», к каждой иллюстрации подобрано художественное слово. Особенность уголка: системность, доступность,

действенность. Прослеживается тесное сотрудничество педагога с коллективом родителей: выставка детско-родительских рисунков и поделок.

Группа №5 участвовала в реализации проекта по пожарной безопасности «Чтобы не было беды». Имеется систематизированный подбор материала, оформлена выставка, папка с познавательно-речевым материалом по правила пожарной безопасности.

Вместе с тем, в ходе выявлены некоторые ошибки и недочёты, над которыми надо работать.

• В группах №5 и №1, 2 систематизировать материал, подобрать место и создать действенный уголок безопасности, доступный для повседневного пользования.

• В некоторых группах не достаточно дидактического материала

• Всем воспитателям ещё раз внимательно изучить раздел программы

«Образовательная область безопасность» -задачи, содержание, реализация и итоги освоения.

• Группа №1 продумать содержание и оформить тематический альбом с подборкой стихов, пословиц, поговорок, с учётом возраста детей и постоянно пополнять, использовать в работе методические рекомендации, информацию журналов и Интернета.

Реализация образовательной области «Безопасность» невозможна без постоянно действующего уголка безопасности.

Программные задачи по пожарной безопасности

• Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен

открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

• Познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина) учить безопасному обращению с ними.

• Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

• Познакомить с правилами поведения во время пожара.

• Выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС (пожарной службы); формировать навык общения с дежурным пожарной части части в экстремальной ситуации.

• Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

• Расширять представления детей об охране жизни людей.

• Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

• Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Родительское собрание по пожарной безопасности

Тема: «Безопасность детей - в наших руках»

Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме пожарной безопасности.

Задачи:

1. Расширять кругозор родителей о правилах противопожарной безопасности.

2. Привлечь внимание родителей к необходимости проводить беседы на данную тему с детьми.

Предварительная работа

1) Подобрать и изучить литературу по данной теме.

2) Подобрать ситуации для родителей по П. Б.

3) Компьютер, проектор, экран

4) Столы и стулья для участников

5) Платок для игры «Слепой и поводырь»

6) Адресные альбомы на каждого участника

7) Подборка мультфильма по ПБ

Ход родительского собрания:

Вступительная часть:

Воспитатель.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда. Дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.

Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь окончательно разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.

Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до «огня» атомных реакторов.

В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь либо прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.

Огонь стал не только другом человека. Вырвавшись из-под контроля человека, огонь превращается в его недруга - пожар.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Наиболее страшным злом огня являются гибель и травмирование людей, экологические последствия.

Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести при пожаре, применение знаний на практике.

- Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей.)

Вывод.

1. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

2. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения при пожаре.

3. В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Воспитатель.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению при пожаре.

Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или как вести себя при пожаре в помещении или на природе? Вопросов более чем достаточно, поэтому не удивляйтесь, если дети начнут вам рассказывать, что играли в «эвакуацию».

1. Задание:

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим.

1) - Где находятся запасные выходы в нашем здании?

2) - Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

2. Задание:

Обсуждение ситуации:

Вариант № 1

1. Вы возвращаетесь вечером с работы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым и из него выбегают дети. Выберите из предлагаемых вариантов правильный Ответ:

а) подойти и спросить, что там дымит;

б) войти внутрь и посмотреть, что горит;

в) быстро позвонить в пожарную охрану.

Ответ: в

2. Назовите основные причины гибели людей при пожаре.

Ответ: паника, дым, открытый огонь, неумелые действия людей, повышение температуры воздуха, уменьшение кислорода.

Вариант № 2

1. Придя с работы, вы обнаружили, что из-под двери вашего дома идет дым. Какими должны быть ваши действия?

а) войти в дом и узнать причину задымления;

б) взять у соседей ведро и потушить огонь;

в) позвонить 101;

г) сообщить соседям о пожаре;

д) стоять и смотреть на свой дом.

Ответ: в, г.

2. Чем опасны вещества, которые выделяются при горении синтетических материалов?

Ответ: поражают органы дыхания, вызывая их отравление

Вариант № 3

1. Вы, сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым и она трещит. Вилка не вытаскивается. Выберите из предлагаемых вариантов правильные и определите их очередность:

а) взять отвертку и починить розетку;

б) сообщить соседям;

в) обрезать провод;

г) отключить электричество;

д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку)

е) открыть окно, чтобы было чем дышать;

ж) накрыть магнитофон плотной тканью, одеялом и полить сверху водой (если он дымится).

Ответы: г, б, ж,

4. Что нужно сообщить в службу спасения в случае возникновения пожара в (квартире?

Ответ: сообщить точный адрес, что случилось и где горит, фамилия и имя, номер телефона.

Воспитатель:

На что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников безопасному поведению при пожаре?

1. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

2. Какую роль играет положительный пример взрослых?

Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что нельзя оставлять огонь без присмотра, если родители сами этого не делают.)

3. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию

4. Как вы думаете, нужны ли запреты?

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

3. Задание:

4. Игра «Слепой и поводырь».

Воспитатель.

А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль первого номера, а кто — второго. Первый номер играет роль слепого, а второй — поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого).

Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.

Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре,.)

• Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера.)

• Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь).

Вывод: Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте. - Какие опасности могут подстерегать ребенка? Что больше всего беспокоит родителя ребенка среднего дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Воспитатель записывает возможные опасности на доске; предлагается материал по нескольким опасным ситуациям.

5. Задание:

Обсуждение ситуации: «Что надо делать, если дома случился пожар?»

Родители предлагают свои варианты ответов.

Просмотр мультфильма.

Воспитатель. Предлагаю еще раз послушать правила П. Б.

ПРАВИЛО 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды

ПРАВИЛО 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей

ПРАВИЛО 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН

ЭТОТ НОМЕР-101

ЕСЛИ К ВАМ ПРИДЁТ БЕДА -

ПОЗВОНИ СКОРЕЙ ТУДА,

А ЕСЛИ НЕТ ТЕЛЕФОНА,

ПОЗОВИ ЛЮДЕЙ С БАЛКОНА.

ПРАВИЛО 4. При пожаре дым опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

ЗАПОМНИТЬ И ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:

ЧАЩЕ В ПОЖАРАХ ГИБНУТ ОТ ДЫМА!

ПРАВИЛО 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнёшься.

ПРАВИЛО 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

ПРАВИЛО 7. Когда приедут пожарные, во всё их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Воспитатель: В случае пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

• Обнаружив пожар, позвонить по телефону 101, сообщить фамилию, адрес, что где горит.

• Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

• Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

• Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

• При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.

• Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.

• Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

2. Подведение итогов родительского собрания:

Воспитатель. В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

И чтобы дети не растерялись в опасных ситуациях, мы Вам предлагаем дома заполнить адресный альбом с необходимыми телефонами

(готовая заготовка – на листе милиционер, пожарный, врач – родители дома вместе с ребёнком впишут номера телефонов.

Рекомендации по обучению детей правилам пожарной безопасности

Методические рекомендации

по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь.

Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам.». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев.

Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Поэтому основные задачи взрослых

– привить детям культуру безопасного поведения;

– ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.

Приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т. д.

Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».

И в этом вам поможет предложенный материал.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

«Планирование по Образовательным областям. Образовательная область «Безопасность»» С введением Федеральных государственных требований в систему дошкольного образования появилось много вопросов, на которые не всегда и не.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • ПДД
  • Игрушки
Автор публикации:
Реализация образовательной области «Безопасность» в детском саду
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 20:57
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...