Людмила Горбанева
Реализация проектной деятельности «Покормите птиц зимой» в средней группе
Тип проекта : информационно – познавательный, творческий, краткосрочный.
Руководители проекта : воспитатель
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : январь 2018 г.
Актуальность проекта :
Публикация «Реализация проектной деятельности „Покормите птиц зимой“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
Цель проекта :
Формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• расширять представления детей о птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми : изготовление кормушек,
Ожидаемые результаты
• систематизация знаний детей о птицах;
• формирование осознанного действенного отношения к птицам,
• желание заботиться о пернатых;
• понимание их значимости в жизни людей;
Успех реализации задач дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению.
План реализации проекта :
1. Постановка цели.
2. Поиск форм реализации проекта.
3. Разработка учебно-воспитательного процесса.
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
6. Организация совместной с педагогами, родителями, детьми творческой поисковой, практической деятельности.
7. Работа над частями проекта, коррекция.
8. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
9. Результат.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме
• Определение проблемы
• Выбор цели проекта
• Составить план работы.
• Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации).
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
НОД:
1. Познавательное развитие: «Птицы зимующие».
2. Лепка: «Синичка»
3. Развитие речи: «Покормите птиц».
4. Рисование: «Синицы и снегири».
Наблюдения за птицами- воробьи, синички.
Д/и «Угадай птицу», «У кого какой домик.», «Что за птица?».
Чтение М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова»,
Самостоятельная деятельность детей : книжки – раскраски «Птицы
3-й этап: обобщающий
Изготовление кормушек для птиц с участием родителей.
Развлечение «Как птицы зимуют»
Анализ организации и реализации проекта «Покормите птиц зимой»
1. В результате анализа планирования и проведения мероприятий по подготовке проекта «Покормите птиц зимой» определена цель проекта, доведена до сведения детей, педагогов, родителей.
2. Поиски форм реализации проекта намечены на собраниях педагогов, консультациях с родителями.
3. Разработана схема образовательно-воспитательного процесса.
4. Организация развивающей, предметной среды : групповая и приемная комнаты украшены материалами с учетом тематики.
Произведен подбор художественной литературы, дидактический и демонстрационный материал с учетом тематики, темы проекта.
5. С момента реализации проектной деятельности в группе педагоги и специалисты детского сада беседуют с детьми, проводятся игры, разучиваются песни и танцы.
6. В ходе реализации проекта :
- оформлена групповая, приемная комнаты ;
- проведены беседы с детьми;
- разучены стихи.
7. Презентация проекта :
-проведено развлечение «Как птицы зимуют»
Результат
У детей проявился интерес к объектам живой природы -птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них.
Дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц
Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить.
Привлечены родители к выполнению единых с воспитателями педагогических функций образовательного пространства.
Умение детей с интересом выполнять совместную коллективную деятельность.
Развитие у детей индивидуальных творческих способностей и возможностей.
Развитие детского воображения, нестандартного мышления.
Развлечение
«Как птицы зимуют»
в средней группе № 2
Цели :
• Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.
• Приобщать дошкольников изготавливать кормушки из простого подручного материала.
• Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
• Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым.
Ход:
Дети приходят в Зимний лес, где их встречает Хозяйка птичьего царства (звучит музыка леса).
Вос-ль: Мы пришли в зимний лес на праздник зимующих птиц.
ХПЦ: Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я?
ХПЦ: Правильно! Спасибо вам, что пришли. Хоть дел у меня и много, но я вам всегда очень рада, хочу послушать, как вы дружите с жителями моего царства птицами, как вы им помогаете, за что вы любите птиц.
Когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои птицы могут перенести холодную зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы какие птицы еще осенью улетают на юг. (ответы детей)Как назвать одним словом птиц, которые улетают на юг (ответы детей) А какие могут остаться с нами зимовать (ответы детей)Как назвать одним словом птиц которые остаются на зиму? (Ответы детей)
ХПЦ: А загадки мои отгадаете?
Загадки о птицах
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее (Сорока)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее (Ворона)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут. (клестом)
Теперь я предлагаю Вам поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы».
ХПЦ: А вы знаете, почему одни птицы могут оставаться с нами зимовать, а другие нет.
Ответы детей.
ХПЦ: Пока снега мало, моим зимующим птицам еды хватает : они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметет огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть моих птиц может только еда.
Вос-ль: Ребята, расскажите, а какие кормушки вы изготовили для птиц?
ХПЦ: А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру «Птицы на кормушках»
ХПЦ: А чем же Вы кормите моих птиц зимой? Ответы детей
Вос-ль: Дети наши принесли корм для лесных птиц.
Вос-ль проводит игру «Меню для лесных птиц» (подбор корма лесным зимующим птицам).
ХПЦ: Я вам хочу напомнить, что еда с вашего стола для птиц не годиться. Дети: Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми. (А. Яшин)
А теперь я прощаюсь с вами. Спасибо Вам, друзья! До свидания!
Стихи о птицах
Клест.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели дарят птице
Золотые семена.
Дятел
Доктор дятел есть в лесу,
Бережет его красу.
Заболеет старый дуб,
Дятел носом стук, да стук.
Под корой наверняка
Он отыщет червяка
Дятел носом стук, да стук,
Дятел лесу верный друг.
Сорока.
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть меня за это
И зовут лесной газетой.
Стихотворение о воробье
За что люблю я воробья?
За то, что он такой как я.
Когда приходят холода
Не улетает никуда.
Загадки о птицах
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее (Сорока)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее (Ворона)
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут. (клестом)
Приметы о птицах
• Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу
• Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.
• Если ворона кричит зимой – к метели.
• Если воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
• Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.
• Если синицы с утра поднимают писк – к морозу