Хорина Вера
Речевая готовность детей к школе
Речевая готовность детей к школе.
1 слайд. Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.
Публикация «Речевая готовность детей к школе» размещена в разделах
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.
2 слайд. Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Этому предшествует огромная подготовительная работа. Все аспекты развития имеют непосредственную связь с развитием речи ребенка и речевой компетентности, включающей в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной речи и умениями использовать язык в ситуациях общения.
3 слайд. Работы представителей разных направлений
науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Владение средствами коммуникации и наличие опыта продуктивного коммуникативного поведения — показатель, важный для определения варианта развития ребенка к началу школьного обучения.
Для детей с ОВЗ разных групп — с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра — оцениваемые показатели коммуникации различаются.
Например, для детей с тяжелыми нарушениями речи или с нарушениями слуха принципиально важными являются показатели владения средствами коммуникации, для детей с расстройствами аутистического спектра — характеристика контакта (особенности установления и поддержания контакта, инициативность, использование речи и т. д., а для детей с задержкой психического развития — сформированность коммуникативного поведения в разных социальных ситуациях с учетом соблюдения принятых норм.
Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее компоненты.
1. Слуховое внимание и звуковая сторона. 4 слайд. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. 5 слайд. До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Логопедическое исследование речи у
6 слайд. дошкольников с ОВЗ показало, что фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой
7 слайд. одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Кроме того, отмечается общая вялость артикуляции, что, как правило, обусловлено
8 слайд. проявлением неврологической патологии — снижением тонуса артикуляционных мышц.
9 слайд. 2. Фонематические процессы. Умение различать звуки речи на слух. Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых 10 слайд. предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки
11 слайд. кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
12 слайд. 3. Владение элементарными навыками звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи.
Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.
13, 14 слайды. Дети должны уметь выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.
15 слайд. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
16 слайд. Это чрезвычайно важно для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв, искажениях слов.
17 слайд. 4. Слоговая структура. В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений с ними. Иногда дети пропускают слоги, переставляют их, (смисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения тоже отражаются на письме.
18 слайд. 5. Состояние словарного запаса.
Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
19 слайд К школе ребенок должен : употреблять обобщающие понятия, уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница — посуда для сахара, знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ — куртка, шляпа -шапка, шьет — вышивает, названия предметов заменяются названиями действий (ошейник — чтоб собачка не убежала, обувь — на ноги надевают).
20 слайд. 6. Сформированность грамматических систем.
Овладение ребенком закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам.). При словообразовании же меняется основное значение слова, образуются так называемые однокоренные слова.
21 слайд. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли; умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять 22 слайд. предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
23 слайд. 6. Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать развернутые высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке затруднен. Ребенок должен понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи.
Ребенок должен научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала.
24 слайд. В плане подготовки к овладению чтением и письмом, помимо всего сказанного, очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита. Развитие графических навыков и мелкой моторики. Для этого необходимо своевременно позаботится о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.
Нарушения речи у детей с ОВЗ разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода.
25 слайд. Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.
26 слайд. Спасибо за внимание!