Лучший педагог года

Речевое развитие

Екатерина Петрова
Речевое развитие

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи речевого развития.

-Овладение речью как средством общения и культуры

-Обогащение активного словаря

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

-Развитие речевого творчества

-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Публикация «Речевое развитие» размещена в разделах

-Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

-Формирование звуковой аналитико -синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Принципы развития речи :

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Принцип коммуникативно-деятел подхода к развитию речи

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

Методы и приё мы:

1. Наглядные - наблюдения, показ иллюстративного материала, показ положения артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

2. Продуктивные-основанные на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

3. Словесные - чтение и рассказывание,заучивание, пересказ, беседы

4. Практические -дидактические игры, игры-драматизации, хороводные игры и т. д.

Средства развития речи :

Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда

Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Занятия по другим разделам программы

Ознакомление с художественным творчеством

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой

Цель

Формирование интереса и потребности к чтению (восприятии книг)

Задачи

Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание чувств и переживаний

Приобщение к словесному искусству, в т. ч. развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

Развитие литературной речи

Формы

Чтение литературного произведения

Рассказ литературного произведения

Беседа о прочитанном произведении

Обсуждение литературного произведения

Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра

Игра на основе литературного произведения

Продуктивная деятельность

по мотивам прочитанного

Сочинение по мотивам прочитанного

Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция

В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда

Разработка на основе произведений художественной литературы детско – родительских проектов с включением различных видов деятельности, создание целостных продуктов в виде книг – самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др.

использование основной образовательной программы по развитию речи и вариативных программ оказывает разностороннее влияние на формирующуюся личность ребенка-дошкольника, что позволяет говорить о ее больших педагогических возможностях раскрытия индивидуальности, творческих способностей ребенка, свободы выбора и естественного поведения. Дополнительные образовательные программы способствует раскрытию творческих способностей дошкольников и полноценному развитию интегративных качеств личности детей. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О. С. Ушаковой разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста (от трех до семи лет). В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Большинство занятий построено по тематическому принципу, т. е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях.

В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет).

использование программы Бурениной «Ритмическая мозаика» позволяет решать разнообразные задачи. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия. чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики. В ритмическое упражнение обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом, т. е. над всей просодикой. Речевой материал можно разделить на три группы:

1. Движение со словом и жестом.

2. Называние действия группой участников или одним участником.

3. Диалоги, когда а) говорит только один из участников, а второй, слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или группами. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей.

программа Журовой «Обучение дошкольников грамоте» помогает решить следующие задачи: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях.

Публикации по теме:

«Учим татарский язык, используя УМК»«Учим татарский язык, используя УМК» В нашем детском соду началось внедрение новых учебно - методических комплектов по обучению татарскому языку. Основная задача:формирование.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 22:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД