Лучший педагог года

Речевое развитие дошкольника

Ааа
Речевое развитие дошкольника

Уважаемые родители! В данной статье мне бы хотелось представить вам показатели развития речи ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства. Это усредненные нормы, на которые опираются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Не следует забывать, что каждый малыш неповторим и имеет полное право развиваться в своем темпе. Не стоит сравнивать речь своего ребенка с речью других детей в детском саду, во дворе на площадке. Наша с вами совместная задача направить стремления ребенка к достижению нужных речевых показателей. Только, если речь вашего ребенка грубо не соответствует общепринятым речевым нормам развития, следует обратиться к специалистам. Исходя из этого, основная цель моей статьи – помочь родителям вовремя выявить отклонения в речевом развитии своего ребенка и начинать немедленно действовать. И, конечно, мы должны помнить, что речь взрослого является

Публикация «Речевое развитие дошкольника» размещена в разделах

для ребенка речевым образцом. Ваш малыш будет говорить так, как говорят у него дома, передавая все речевые и грамматические ошибки, тон и интонацию. С самого начала появления речевой активности ребенка перестаньте «сюсюкаться» с малышом, разговаривайте спокойно, четко произнося слова, специально их не растягивая и не упрощая.

Представленные критерии уровней речевого развития основываются на данных А. Н. Гвоздева и Л. Г. Парамоновой.

В возрасте 1,5 – 2 лет в речи малыша появляются первые предложения, состоящие из 2 -3 слов. Ребенок начинает использовать в речи первые прилагательные «хороший, красный, большой», появляются глаголы. Лексикон изобилует существительными и сопровождается мимикой и жестами. В активном словаре ребенка 1,5 лет накапливается

50 – 70 слов, а к 2 годам – уже 200 – 400. Ребенок правильно произносит гласные а, у, о, и; э и ы может заменять на звукосочетание йэ; согласные,в основном, мягкие т', д', с', з'. Так

же характерно упрощенное произношение слов, укорачивание слова до первого слога. Пассивный словарь (слова, которые ребенок знает, но не произносит) значительно превышает активный (слова, используемые в речи). К 3 годам ребенок пользуется распространенными предложениями, использует предлоги и местоимения. Активно использует в речи слова, обозначающие качество предметов (свойства, форма, цвет). Это период активного словотворчества, у малыша появляется самооценка, самостоятельность. Он начинает говорить о себе в первом лице. Ребенок уже способен по 5 – 10 минут слушать короткие истории, запоминать и рассказывать небольшие стишки и потешки. Но в речи остаются еще грамматические ошибки. Постепенно уходит физиологическое смягчение согласных звуков. Произносит все

гласные и простые согласные б – б', г – г', в – в', п – п', м – м', т – т', н – н', к – к', ф – ф'. В период с 2 до 3 лет у родителей должно появиться беспокойство, если у ребенка после появления первых 3 – 5 слов стойкое и длительное отсутствие появления новых слов;

малыш произносит только часть целого слова, искажает или произносит аморфные слова; не строит из слов предложения; не использует глаголы; предложения грамматически грубо оформлены; не использует слово «я»; при произнесении звуков кончик языка у ребенка между зубов, слышится «хлюпанье», назальный (носовой) оттенок.

В 4 года ребенок общается сложноподчиненными предложениями, слушает длинные сказки., рассказывает об увиденном и услышанном. Активный словарь составляет 1500 – 2000 слов. Ваш ребенок уже называет свое имя и фамилию, имена родственников и друзей. В речи появляются свистящие звуки с – с', з – з'. Период 4,5 – 5 лет – основной в становлении звукопроизношения. К этому моменту ребенок должен правильно произносить все гласные, свистящие и шипящие ш, щ, ж, ч. В

5 – 5,5 лет – соноры р – р', л – л'. В речи нет грамматических ошибок. Слова ребенок произносит правильно, не заменяя и искажая звуки, не пропуская и не перестанавливая слоги (кроме трудных слов, типа «водопроводчик, регулировщик»). Дети знают названия

животных и их детенышей, профессии, обобщающие значения слов. Могут (с незначительной помощью взрослого) пересказать сказку или небольшой рассказ. Словарь объемом 2500 – 3000 слов, состоит из всех частей речи.

В этом возрасте следует обратиться к логопеду, если у вашего ребенка есть нарушения звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замены и искажения звуков; нарушена слоговая структура слова – пропуски и перестановки слогов; бедный активный словарь, ребенок не понимает значения и смысла многих слов; не может

самостоятельно построить высказывание или пересказать сказку; нарушена темпо – ритмическая сторона речи (ускоренный или замедленный темп, запинки, необоснованные остановки в речи, послоговое произношение слов). В старшем дошкольном возрасте 6 – 7 лет все звуки у ребенка должны быть в норме. Дети используют все формы устной общения: диалог, монолог, контекстную и ситуативную

речь. Полностью отсутствуют перестановки, замены и пропуски звуков.

Успехов Вам!

Подготовила учитель-логопед – Савостьянова Светлана Аркадьевна Используемая литература:

«Возрастные речевые нормы по А. Н. Гвоздеву»

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольника
Опубликовано: 20 марта 2014 в 17:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД