Получи документы

Региональный компонент «Курай — символ республики Башкортостан» в подготовительной группе

Наиля Белова
Региональный компонент «Курай — символ республики Башкортостан» в подготовительной группе

Конспект образовательной организационной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Тема: «Курай - символ республики Башкортостан».

Возрастная группа : старшая и подготовительная группа

Публикация «Региональный компонент „Курай — символ республики Башкортостан“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: Формирование знаний о музыкальном инструменте – курай, символ духовной красоты башкирского народа. Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа. Воспитание патриотизма у детей.

Образовательные задачи: способствовать формированию фольклора показать, каким образом простой тростник привлек внимание башкир.

Развивающие задачи: способствовать развитию музыкального слуха, умение наслаждаться музыкой курая.

Воспитывающие задачи: воспитывать чувства гордости, любви за искусство башкирского народа.

Методы и приемы: Игровой прием, показ, рассматривание иллюстраций

Предварительная работа: Музыкальный центр; аудиозапись песен; фонограммы песен, танцев, аппликация музыкального инструмента курай; герб, флаг Республики Башкортостана.

Средства реализации: Музыка курая, чтение легенды о курае (Гасанова Р. Х, показ курая на картинке, беседа, вопросы к детям, физкультминутка.

Активизация словаря: символы : герб, флаг, музыкальный инструмент курай.

Ход ООД:

Вход детей под музыку (курай)

(дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас загадаю загадку: Голос птиц, мелодии рассвета, Все передает тростинка эта Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка!

Дети: курай (играет мелодия курая)

Воспитатель: А, теперь послушайте легенду о курае.

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев. Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу. Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо. Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог! Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту: - Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату. Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска. И у него сами собой потекли слюни. - Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки. Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении: - Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан? - Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит. - Мать испекла ее в своем грудном молоке. Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?» И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью! Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса. Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу. Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия. Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию. Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок. Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае. Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти. С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.

Физминутка: В середине круга стоит мальчик – кураист. Становитесь в хоровод - дети двигаются в хороводе

Всех курай плясать зовёт – под слова

Ты, курай задорней, веселей играй! Тех, кто лучше пляшет, - дети выполняют башкирские В круг их приглашай! - плясовые движения. Анализ: Воспитатель: Беседа с детьми. - Почему хан решил не убивать егета? - Почему выжил егет в чаще леса? - Что было вам интереснее всего? - Что больше всего запомнилось? Ответы детей. Дидактическая игра: «Собери пазлы» (на каждого ребенка раздается по 4 разрезных пазла с изображением музыкального инструмента курая. Воспитатель: Вот так появился башкирский народный духовой музыкальный инструмент из тростника. С древнейших времен сопровождал курай башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделял с ними радость и горе, ходил с ними на охоту, переезжал с кочевья на кочевье, вел задушевные беседы в теплые летние вечера у костра на берегу горной речки или у домашнего очага в долгие зимние вечера. Показ музыкального инструмента – курай. Воспитатель: Из полного стебля курая вырезается тонкая трубка, на которой пять отверстий. Сейчас для изготовления курая используют различные материалы: металлические, пластмассовые, деревянные трубки.

Публикации по теме:

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент Юг России - это наша малая Родина, которая чрезвычайно богата водными артериями, река Миус, протекающая по территории нашего района одна.

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 частьВоенно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент. 2 часть Региональный компонент как средство патриотического воспитания. Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу представить вторую часть рассказа.

Фотоотчет «Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан»Фотоотчет «Экскурсия в Национальный музей Республики Башкортостан» Музей основан 23 апреля 1864 года. С воспитанниками подготовительной группы нашего детского сада мы решили посетить Национальный музей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент «Курай — символ республики Башкортостан» в подготовительной группе
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 17:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД