МААМ-картинки

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Елена Потешонкова
Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»

Д. С. Лихачев

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.

Публикация «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Рассмотрим компоненты патриотического воспитания:

- Содержательный включает представление об окружающем мире – о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края, и деятельности человека в природе; об истории страны, родного края, отраженной в названиях улиц, памятников; о символике родного города, страны, (герб, гимн, флаг)

- Эмоционально-побудительный включает эмоционально-положительные чувства ребенка - любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; интерес к жизни родного города, страны; гордость за достижения родного края, страны; уважение к культуре и традициям народа, историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, родному языку; уважение к человеку труженику и желание принимать посильное участие в труде

- Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности) - труд; игра; продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; познавательная деятельность

Т. о. можно выделить основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

природно-географическое

историческое

этнографическое

культурное

Хочется отметить, что начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем, городом в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного сел, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ

• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социумом

Знакомить детей с региональным компонентом необходимо через все виды деятельности и режимные моменты.

Для успешной работы реализации программы по патриотическому воспитанию необходимо соблюдение ряд условий:

Условия реализации:

- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.);

- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому до любви к Родине и т. д.);

- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-

эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (ИЗО, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

- сотрудничество с семьей воспитанников и социумом.

Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, - в группах оформлены центры по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями города Н. Новгорода, с нашей областью, страной, ее символикой, историей, традициями, а также с известными людьми, героями войны, труда) – на слайде представлены уголки патриотического воспитания в разных группах, а также в ДОУ имеется мини музей «Русская изба», где дети знакомятся с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с обряды, праздники, народное творчество, искусство.

Содержание регионального компонента включает следующие блоки:

1. Блок «Н. Новгород – наш край родной»

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей. Знакомство с городом, его историей, достопримечательностями, с районами города, с Нижегородской областью. Промышленность и сельское хозяйство

2. Блок «Родная страна»

Содержание данного блока предусматривает знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций

3. Блок «Природа родного края»

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность (сады, парки, скверы).

4. Блок «Быт и традиции»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своего края. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

5. Блок «Культура и искусство родного края»

Содержание блока предусматривает работу воспитателей по знакомству детей старшего дошкольного возраста с творчеством писателей и поэтов, народных художников, которые прославили наш край своими рассказами, произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, У детей формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.

6. Блок Наши земляки, прославившие Нижегородский край

Блок направлен на изучение вместе с детьми истории жизни выдающихся земляков нашего края, прославивших наш Нижегородский край

С целью реализации содержания программа разработаны перспективные планы.

Решение программных задач осуществляется:

• В образовательной деятельности, в процессе различных видах детской деятельности

• В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

• В самостоятельной деятельности детей

• в процессе взаимодействия с семьями

Методы и приемы работы с детьми:

- Словесные: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок, прослушивание аудиоматериалов и т. д. ;

- Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видео-фильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий

организация уголка краеведения, мини музеи: «Русская изба», «Они прославили наш город» и др. ;

- Практические: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

Изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их;

Инсценировки, изготовление наглядных пособий,

Организация тематических выставок, вечера досуга, викторины

Экскурсии в музеи, по улицам района.

Посещение библиотеки.

Акции («Окна Победы», Окна России», Книга памяти и др., конкурсы,

Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность)

Проектная деятельность (были разработаны и реализованы проекты: «Моя родословная», «Нижний Новгород – вчера, сегодня», «Русская душа», Священный праздник День Победы», «Матрешка и др.)

Взаимодействие с родителями играет важное значение в целостности воспитания личности ребенка. Только совместное взаимное сотрудничество даст хороший результат.

Формы работы:

• Интерактивная – анкетирование, интервьюирование, дискуссии, круглые столы.

• Культурно – досуговая - семейные праздники, досуги и развлечения

• Наглядная - информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. Выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов, брошюр

• Просветительская – использование СМИ интернет- ресурсов для освещения деятельности ДОУ, родительские собрания, систематическое обновление предметно-пространственной среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм и мини-музеям

Проводилась работа с социумом

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что результатом работы стало:

- Сформированы у детей первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа.

- Дети приобщились к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- У детей пополнились знания об истории и жизни родного города.

- Представления детей о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа стали более полными, дети начали понимать, что такое война и сколько горя она принесла.

- Дети лучше стали понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, формируется понимание того, что заботиться о природе – значит беречь свою свой город, страну.

Родители в полной мере осознали важность воспитания у детей нравственных чувств, любви и гордости к своему городу, к своему Отечеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании

Вывод

Реализация регионального компонента в развитии дошкольников,

построенная в системе способствует достижению следующих

целевых ориентиров ФГОС ДО:

-ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент)«Парад цветов». Ознакомление с природой как средство развития внимания дошкольников (региональный компонент) Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна это: буйство красок, лес, речка, горы, поле, луга, трава, букашки, цветы, бабочки. Красота.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2022 в 14:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД