Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.

Эльвира Попова
Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.

Рекомендации для родителей с целью совершенствования

собственных умений общения.

Консультация

1. Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).

Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику улыбка, комплимент, приветливый взгляд.

«Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Д. Карнеги).

Задание. Попробуйте, встречаясь утром со своими соседями, коллегами по работе и приветствуя их, прибавить к фразе «Здравствуйте» имя-отчество каждого из них и вы вызовете тем самым пусть не ярко выраженные, но положительные эмоции.

Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться. Не забывайте:

- искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;

- очаровательная улыбка женщины лучше французской косметики;

- улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.

Устанавливая контакт с партнером, помните о комплименте. Комплимент- это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Для того чтобы сделать комплимент комплиментом, придерживайтесь следующих правил:

- комплимент должен отражать только позитивные качества человека;

- следует избегать двойного смысла;

- отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение;

- хвалите у человека то, что дорого ему (новая машина, любимая собака).

Устанавливая контакт с собеседником, старайтесь смотреть ему в глаза.

2. Развитие умения слушать.

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.

В общении, постарайтесь использовать следующие приемы эффектив-ного слушания И. Атватер):

- дайте собеседнику время высказаться;

- слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте все, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами»да» или «нет».

- избегайте поспешных выводов.

Задание. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слушаете партнера, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто (на работе, в семье) вы не выслушиваете собеседника, перебиваете его.

3. Развитие невербальных умений.

Успех любого контакта в значительной мере зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы держитесь. Поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы, жесты, мимику собеседника. «Весь мир театр, а люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль» (В. Шекспир)

В позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные реакции.

Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которую контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них.

Задание.

- Усвойте перед зеркалом основные особенности своей мимики: восторг, удивление… Проведите активную гимнастику (напрягайте и расслаб-ляйте мышцы лица).

- Включите телевизор и выключите звук. Попытайтесь по позам, жестам, мимике определить эмоциональный настрой людей.

- Когда вы находитесь в транспорте, то попытайтесь проанализировать двух общающихся. По жестам и мимике определите, кто из собеседников лидирует в разговоре, в каком настроении каждый из них.

- Проследите за собой. В какой мере вы используете жесты в процессе общения? Не преследуют ли вас жесты- паразиты?

4. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).

Задание: вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с супругом, располагаясь при этом в разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли такое общение на эффективности взаимопонимания?

Каждый человек выбирает определенную дистанцию в общении с собеседником. Выбор ее зависит от взаимоотношений между людьми и от индивидуальных особенностей человека. Выделяют 4 зоны личной пространственной территории:

- интимная (от 0 до 45 см) характерна для близких людей: родителей и детей, влюбленных и т. д. ;

- личная (от 46 до 120 см) характерна для людей, которые хорошо знакомы, доверяют друг другу;

- социальная (от 120 до 200 см) соответствует неформальному, товарищескому общению;

- формальная (от 200 до 360 см) характерна для деловых отношений;

- публичная (более 360 см) позволяет воздержаться от общения или обменяться несколькими словами.

Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников:

- ближе к партнеру стремятся находиться дети, старики, женщины, а также уравновешенные и уверенные в себе люди,

- отдаленное расстояние предпочитают подростки, люди средних лет; беспокойные, нервные люди.

Существует ряд правил поведения (у европейцев) в условиях скученности людей, например в транспорте, в лифте. Это следующие правила:

- ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

- не рекомендуется смотреть в упор на других;

- лицо должно быть совершенно бесстрастным - никакого проявления эмоций не разрешается;

- чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

- в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

5. Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений).

Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:

- утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;

- благодарите друг друга за оказанную услугу;

- старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

Задание: представьте, что вас незаслуженно оскорбили в транспорте, в семье. Попытайтесь сдержать свой гнев и отрицательные эмоции. Попробуйте на это негативное высказывание в доброжелательной форме.

6. Развитие умения воспринимать и понимать партнера (первое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в процессе общения).

Немаловажную роль в общении играет сложившееся первое впечатление. При формировании его многие люди допускают ошибки следующего плана:

- если они имеют дело с человеком, который их в чем-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам превосходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);

- те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партнерам плохо.

Задание: понаблюдайте за собой, каким образом складывается у вас первое впечатление о человеке.

Для достижения успеха в общении вам необходимо осуществлять главный принцип – «подстройка» к собеседнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира собеседником. Так, одни люди воспринимают окружающий мир в большей мере через зрительные образы (по визуальному каналу, другие через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло-холод и т. д. (пол кинетическому каналу, третьи – через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Движение глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.

Задание: общаясь с собеседником, задайте ему следующие вопросы:

- Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?

Ваш партнер будет смотреть либо прямо вперед, либо вверх. Этот вопрос требует воспоминания.

7. Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конфликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предвидеть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтроля у собеседника, низкая культура. Так как конфликт в семье отрицательно сказывается на психике ребенка, то запомните следующие заповеди (В. А. Канн-Калик):

- ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;

- не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает в семье длительный, эмоциональный дискомфорт для детей;

- если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в нее ребенка в качестве свидетеля;

- под «горячую руку» не формируйте у ребёнка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйтесь, Толя, какой у тебя отец»;

- умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры. Помните: если даже вы остынете и помиритесь, то ребёнок ещё долго будет переживать.

Для того чтобы избежать негативного влияния конфликтов, И. Плотниекс предлагает придерживаться некоторых практических советов:

- подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликтов,

- прежде чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить её положительно;

- обмен мнениями, спор на конфликтную тему должны происходить в условиях доброжелательности;

- внимательно выслушайте и постарайтесь понять партнера;

- в споре не произносите часто слова «я» и «мне».

8. Развивайте умения, которые помогут вам снять напряжение.

Задание: постарайтесь в конце своего рабочего дня или когда вы сильно утомлены, выполнить следующие упражнения (Н. А. Самоукина).

Упражнение 1.

Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 2. «Дыхание»

Устройтесь в кресле. Расслабьте и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его собственный мир. Упражнение выполняется в течение 5 – 10 минут.

Упражнение 3. Пословицы»

Возьмите любую из книг - «Русские пословицы», «Афоризмы». Почитайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.

Упражнение 4. «Настроение»

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

Затем разорвите листок и выбросите в урну.

Ваше эмоциональное – неприятное состояние исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено.

Литература.

Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – М. : Аркти., 2002 – 96с.

Публикации по теме:

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос "С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.
Опубликовано: 13 марта 2012 в 21:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...