Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.

Эльвира Попова
Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.

Рекомендации для родителей с целью совершенствования

собственных умений общения.

Консультация

1. Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).

Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику улыбка, комплимент, приветливый взгляд.

«Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Д. Карнеги).

Задание. Попробуйте, встречаясь утром со своими соседями, коллегами по работе и приветствуя их, прибавить к фразе «Здравствуйте» имя-отчество каждого из них и вы вызовете тем самым пусть не ярко выраженные, но положительные эмоции.

Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться. Не забывайте:

- искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;

- очаровательная улыбка женщины лучше французской косметики;

- улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.

Устанавливая контакт с партнером, помните о комплименте. Комплимент- это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Для того чтобы сделать комплимент комплиментом, придерживайтесь следующих правил:

- комплимент должен отражать только позитивные качества человека;

- следует избегать двойного смысла;

- отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение;

- хвалите у человека то, что дорого ему (новая машина, любимая собака).

Устанавливая контакт с собеседником, старайтесь смотреть ему в глаза.

2. Развитие умения слушать.

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.

В общении, постарайтесь использовать следующие приемы эффектив-ного слушания И. Атватер):

- дайте собеседнику время высказаться;

- слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте все, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами»да» или «нет».

- избегайте поспешных выводов.

Задание. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слушаете партнера, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто (на работе, в семье) вы не выслушиваете собеседника, перебиваете его.

3. Развитие невербальных умений.

Успех любого контакта в значительной мере зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы держитесь. Поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы, жесты, мимику собеседника. «Весь мир театр, а люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль» (В. Шекспир)

В позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные реакции.

Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которую контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них.

Задание.

- Усвойте перед зеркалом основные особенности своей мимики: восторг, удивление… Проведите активную гимнастику (напрягайте и расслаб-ляйте мышцы лица).

- Включите телевизор и выключите звук. Попытайтесь по позам, жестам, мимике определить эмоциональный настрой людей.

- Когда вы находитесь в транспорте, то попытайтесь проанализировать двух общающихся. По жестам и мимике определите, кто из собеседников лидирует в разговоре, в каком настроении каждый из них.

- Проследите за собой. В какой мере вы используете жесты в процессе общения? Не преследуют ли вас жесты- паразиты?

4. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).

Задание: вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с супругом, располагаясь при этом в разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли такое общение на эффективности взаимопонимания?

Каждый человек выбирает определенную дистанцию в общении с собеседником. Выбор ее зависит от взаимоотношений между людьми и от индивидуальных особенностей человека. Выделяют 4 зоны личной пространственной территории:

- интимная (от 0 до 45 см) характерна для близких людей: родителей и детей, влюбленных и т. д. ;

- личная (от 46 до 120 см) характерна для людей, которые хорошо знакомы, доверяют друг другу;

- социальная (от 120 до 200 см) соответствует неформальному, товарищескому общению;

- формальная (от 200 до 360 см) характерна для деловых отношений;

- публичная (более 360 см) позволяет воздержаться от общения или обменяться несколькими словами.

Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников:

- ближе к партнеру стремятся находиться дети, старики, женщины, а также уравновешенные и уверенные в себе люди,

- отдаленное расстояние предпочитают подростки, люди средних лет; беспокойные, нервные люди.

Существует ряд правил поведения (у европейцев) в условиях скученности людей, например в транспорте, в лифте. Это следующие правила:

- ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

- не рекомендуется смотреть в упор на других;

- лицо должно быть совершенно бесстрастным - никакого проявления эмоций не разрешается;

- чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

- в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

5. Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений).

Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:

- утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;

- благодарите друг друга за оказанную услугу;

- старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

Задание: представьте, что вас незаслуженно оскорбили в транспорте, в семье. Попытайтесь сдержать свой гнев и отрицательные эмоции. Попробуйте на это негативное высказывание в доброжелательной форме.

6. Развитие умения воспринимать и понимать партнера (первое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в процессе общения).

Немаловажную роль в общении играет сложившееся первое впечатление. При формировании его многие люди допускают ошибки следующего плана:

- если они имеют дело с человеком, который их в чем-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам превосходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);

- те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партнерам плохо.

Задание: понаблюдайте за собой, каким образом складывается у вас первое впечатление о человеке.

Для достижения успеха в общении вам необходимо осуществлять главный принцип – «подстройка» к собеседнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира собеседником. Так, одни люди воспринимают окружающий мир в большей мере через зрительные образы (по визуальному каналу, другие через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло-холод и т. д. (пол кинетическому каналу, третьи – через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Движение глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.

Задание: общаясь с собеседником, задайте ему следующие вопросы:

- Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?

Ваш партнер будет смотреть либо прямо вперед, либо вверх. Этот вопрос требует воспоминания.

7. Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конфликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предвидеть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтроля у собеседника, низкая культура. Так как конфликт в семье отрицательно сказывается на психике ребенка, то запомните следующие заповеди (В. А. Канн-Калик):

- ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;

- не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает в семье длительный, эмоциональный дискомфорт для детей;

- если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в нее ребенка в качестве свидетеля;

- под «горячую руку» не формируйте у ребёнка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйтесь, Толя, какой у тебя отец»;

- умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры. Помните: если даже вы остынете и помиритесь, то ребёнок ещё долго будет переживать.

Для того чтобы избежать негативного влияния конфликтов, И. Плотниекс предлагает придерживаться некоторых практических советов:

- подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликтов,

- прежде чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить её положительно;

- обмен мнениями, спор на конфликтную тему должны происходить в условиях доброжелательности;

- внимательно выслушайте и постарайтесь понять партнера;

- в споре не произносите часто слова «я» и «мне».

8. Развивайте умения, которые помогут вам снять напряжение.

Задание: постарайтесь в конце своего рабочего дня или когда вы сильно утомлены, выполнить следующие упражнения (Н. А. Самоукина).

Упражнение 1.

Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 2. «Дыхание»

Устройтесь в кресле. Расслабьте и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его собственный мир. Упражнение выполняется в течение 5 – 10 минут.

Упражнение 3. Пословицы»

Возьмите любую из книг - «Русские пословицы», «Афоризмы». Почитайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.

Упражнение 4. «Настроение»

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

Затем разорвите листок и выбросите в урну.

Ваше эмоциональное – неприятное состояние исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено.

Литература.

Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – М. : Аркти., 2002 – 96с.

Публикации по теме:

План работы с родителями (2-й год обучения) Наступает новый учебный год, новые воспитанники, родители. Встает вопрос "С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственных умений общения.
Опубликовано: 13 марта 2012 в 21:50
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...