МААМ-картинки

Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля

Перисаева Алина
Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников до-школьного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ можно условно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.

Публикация «Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля» размещена в разделах

Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы родителей о видах и качестве образовательных услуг; социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих дошкольные учреждения, и т. д.).

Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включает в себя :

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности.

Контроль образовательного процесса.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

• заведующей важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ; контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Алгоритм организации контроля

Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности. В практической деятельности можно использовать следующий алгоритм контроля : цель контроля — объект контроля — разработка плана контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций — проверка исполнения рекомендаций.

Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:

1) сбор информации — с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;

2) изучение документации;

3) обработка полученной информации;

4) заполнение листов опроса;

5) обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных, их анализ и интерпретация;

6) утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса;

7) закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;

8) разработка рекомендаций.

Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем или заместителем заведующей по учебно- воспитательной работе И др.

При этом следует исходить из их должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками, положением о дошкольном учреждении, уставом данного ДОУ, а также из конкретных условий.

Заведующая контролирует :

• работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

• выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

• качество знаний, умений и навыков у детей;

• выполнение решений педагогического совета;

• сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

• ведение документации всеми воспитателями и администрацией;

• организацию и осуществление работы с родителями;

• финансово-хозяйственную деятельность;

• выборочный контроль за работой воспитателей.

Старший воспитатель контролирует :

• состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

• выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

• календарные планы и документацию педагогов;

• наличие и хранение детских работ;

• работу педагогов по повышению квалификации.

Виды контроля

В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяются следующие виды контроля : тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.

Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Кроме того, целью тематической проверки является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный.

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени: квартал, полугодие, год. Итоговый тематический контроль планируется в следующих случаях:

за квартал: для оценивания уровня содержания работы (воспительно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;

за полугодие: если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

• за учебный год для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

При проведений контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:

• усвоение детьми образовательных программ;

• условия, созданные для педагогической деятельности;

• уровень педагогического мастерства педагогов.

Другая разновидность тематического контроля — персональный, который планируется при следующих условиях.

Во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства.

Во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля о намеченном посещении группы воспитателя предупреждают заранее.

Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом.

Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителями (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.

Текущий контроль проводится, чтобы получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль планируется в следующих случаях:

• при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации;

• при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются : нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка; профилактика возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).

Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика предполагает социологические исследования (анкетирование, тестирование и т. п.) по выявлению уровня педагоги-ческого мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа выборочного (эпизодического) контроля может входить состояние работы по разделам программы, не рассматривающимся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи.

Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный контроль и его виды проводятся с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения) является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю по формированию положительной учебной мотивации пятиклассника Викулова О. А., психолог МБОУ СШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Информация для стенда. Рекомендации классному руководителю по.

План-график проведения оперативного контроля в ДОО .

Краткие рекомендации по проведению домашнего чтения (старшая группа) КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ Уважаемые родители! Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания Родительское собрание – это основная форма работы с родителями.

Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр Методические рекомендации по проведению народных подвижных игр «НАРОД БЕЗ НАРОДНОСТИ - ТЕЛО БЕЗ ДУШИ» К. Д. УШИНСКИЙ К чести природы человеческой.

Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников Когда то, в нашем советском детстве, проблема составления и проведения утренников не поднималась совсем. Для всех детских садов страны печатались.

Памятка по проведению педагогических советов в ДОО Памятка по проведению педагогических советов в ДОО. Только тщательная подготовка к собранию педагогов в дошкольном образовательном учреждении.

Рекомендации по проведению утреней гимнастики под музыкальное сопровождение • Комплекс упражнений утреней гимнастики, должен быть хорошо разучен без музыкального сопровождения. • Упражнения, должны быть простыми,.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. 1. Перед началом занятия создайте.

Рекомендации по проведению НОД «Ознакомление детей с комнатными растениями»Рекомендации по проведению НОД «Ознакомление детей с комнатными растениями» В своей группе я много внимания уделяю экологическому воспитанию дошкольников. Прививая любовь к природе, ставлю перед собой следующие задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 11:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД