Лучший педагог года

Ресурсный центр «Управление системой работы по взаимодействию с семьей»

Галяткина Ольга Николаевна
Ресурсный центр «Управление системой работы по взаимодействию с семьей»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»

В. А. Сухомлинский.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Публикация «Ресурсный центр „Управление системой работы по взаимодействию с семьей“» размещена в разделах

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».

Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,

направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Детские образовательные организации сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,

их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на

эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее

эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДОО.

Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:

­ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

­ объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей;

­ создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

­ активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

­ поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):

­ изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т. п. ;

­ психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности;

­ знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДОУ и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации;

­ повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике;

­ становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни;

­ профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей;

­ формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;

­ управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения);

­ участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации;

­ материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

­ организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей, участие в подготовке совместных проектов.

Формы взаимодействия ДОО и семьи.

В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с

возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали

активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

­ "Круглый стол" по любой теме;

­ тематические выставки;

­ анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

­ консультации специалистов;

­ семейные спортивные встречи;

­ почта доверия, телефон доверия;

­ семейные проекты "Древо семьи";

­ открытые занятия для просмотра родителей;

­ интеллектуальные ринги детей и родителей;

­ интервью с родителями и детьми на определенные темы;

­ родительская гостиная;

­ конкурс семейных талантов;

­ портфолио семейного успеха.

Следует отметить не маловажные моменты:

­ все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

­ содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

­ оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей

(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

­ содержание предлагаемого материала должно быть

действительно интересно большинству родителей.

Работа с родителями - это процесс общения разных

людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

­ конфликты между родителями из-за детей;

­ родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

­ жалобы воспитателей на пассивность родителей;

­ невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к

консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и

образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с

семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно

поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут

на себя ответственность за воспитание ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы

с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся

активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

План работы ресурсного центра

Цель: Модернизировать систему воспитания и образования в ДОУ, создать новое в содержание в работе с семьей, внедрение новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной системы управления, формировать единое образовательное пространство “Детский сад-семья”.

Задачи:

­ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

­ объединить усилия для развития и воспитания детей;

­ создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

­ активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

­ поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

№ Мероприятия Срок исполнения Ответственные

Организационные мероприятия

1 Анализ социального состава родителей август Воспитатели групп

2

3 Заполнение социального паспорта группы (сбор информации о социальном положении семей воспитанников)

Посещение семей Август

В течении года Воспитатели групп

Воспитатели, специалисты

Научно-методическая работа

1 Оформление наглядной информации «Для Вас, родители» - режим дня, сетка НОД, возрастные особенности детей (психолого-педагогическое просвещение родителей) В течении года Специалисты, воспитатели групп

2

3 Создание проектов

Презентация детского сада В течении года

Май Воспитатели групп

Работа с педагогическими кадрами

1 Проведение педагогических советов По плану Воспитатели групп

2 Тренинги По плану Воспитатели групп

3

4 Деловые игры

Семинары- практикумы По плану

По плану Воспитатели групп

Воспитатели групп

Работа с воспитанниками

1 Совместные детско-спортивные праздники, развлечения, досуги по плану мероприятий Музыкальный руководитель

воспитатели всех групп

2 Выставки, конкурсы детских работ В течении года Воспитатели групп

3 Совместные прогулки и экскурсии В течении года Воспитатели групп

Работа с родителями (законными представителями)

1 Групповые родительские собрания (общее собрание)

2 Оказание консультативной помощи

3 Заочное консультирование через групповые информационные стенды

4 Заочное консультирование через медицинские информационные стенды

5 Информирование родителей через сайт ДОО

6 Привлечение родителей к благоустройству территории ДОО

7 Анкетирование родителей Октябрь, май

в течение года

по плану медсестры

в течение года

в течение года

октябрь, декабрь

май Специалисты, воспитатели групп

Медсестра

Заведующая

Заведующий,

завхоз

воспитатели всех групп

Работа с общественностью, в социуме

1

Участие родителей в акциях и конкурсах, организованных в ДОО, на муниципальном уровне в течение года заведующий

воспитатели всех групп

Список литературы

1.«Федеральный Государственный Образовательный

Стандарт дошкольного образования», 2013

2. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее

воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Ганичева,

Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

3. Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников[Текст]. Монография. – М., НИИ

школьных технологий, 2011.

4. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений

педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика.

- 2010. - № 2

5. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и

семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Мозаика-Синтез, 2007

Электронные ресурсы

http://bspu.ru/course/35058/35318

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/24/doklad-izmeneniya-v-sisteme-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-v

Публикации по теме:

«Активный родитель». Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается.

Мастер-класс «Вместе весело шагать» (по взаимодействию ДОУ с семьей). Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом.

Перспективное планирование работы по взаимодействию с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Консультации: «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой», «Как не отбить у ребенка желание занимать.

Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во второй младшей группе на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во 2-й младшей группе на 2017–2018 учебный год. Цель: Создание необходимых условий.

План работы по взаимодействию с родителями на 2017–2018 гг. План работы по взаимодействию с родителями на 2017-2018 учебный год Группа 2 младшая группа "Игрушечка" Воспитатель: Пономарева А. В. Сентябрь.

Семинар-практикум: «Инновационные формы и методы работы по эффективному общению и взаимодействию с родителями дошкольников». Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Актуализировать.

Сообщение из опыта работы Информационная лента как одна из форм дифференцированной работы с семьей. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Эффективные формы работы по взаимодействию с семьёй Взаимодействие сотрудников Д. сада и родителей одна из самых сложных проблем. В. А. Сухомлинский подчеркивал,что задачи воспитания и развития.

Экологический центр в детском саду «Центр наук»Экологический центр в детском саду «Центр наук» Охрана природных ресурсов и их национальное использование стали важнейшей государственной задачей и делом всего российского народа И не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ресурсный центр «Управление системой работы по взаимодействию с семьей»
Опубликовано: 3 ноября 2017 в 14:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД