Результаты педагогической деятельности «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Любовь Лысенкова
Результаты педагогической деятельности «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работая по теме «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» основной целью я определила: развитие речи детей в театрализованной деятельности.

Речь – величайшее богатство, данное человеку.

И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

В своё время Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница»

Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.

Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Актуальность:

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Были поставлены задачи:

-пополнять и активизировать словарь детей;

-вести работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;

-совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

-развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий;

Прежде чем приступить к постановке сказок, необходимо было провести подготовку к театрализованной деятельности.

Подготовка проходила в несколько этапов, были поставлены следующие задачи:

-умение внимательно слушать произведения;

- развивать эмоциональное восприятие произведений;

-умение делиться своими впечатлениями от прочитанного;

- воспитывать умение отличать добра от зла.

Данную работу начала проводить с детьми среднего дошкольного возраста.

В начале я старалась выразительно прочитать произведение, затем проводили по нему беседу, стараясь выяснить не только понимание, но и отдельные средства выразительности. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении использовался весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Необходимо было понять, что чувствует ребенок, слушая произведение.

Как писал В. А. Сухомлинский: " Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит,что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу. "

Именно поэтому были поставлены две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации.

Например, при чтении отрывка из сказки, спрашивала: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете? Или при рассматривание иллюстраций с лисой, спрашивала: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определенный образ.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках.

(«Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?») После беседы о прочитанном и подобных упражнений снова возвращались к тексту, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов.

Когда текс хорошо будет усвоен, приступаю к обучению детей мимики, жестов. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

Например, после прослушивания музыкальных записей русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», прошу показать данный образ в движении. Затем предлагаю загадать загадки друг другу, имитируя движения различных персонажей. Наблюдая с детьми за исполнителями, обращала их внимание на различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Ирины?» и т. д.)

При обучении детей средствам выразительности использовала знакомые и любимые сказки. Вначале фрагменты из сказок использовали как упражнения.

Например, предлагала детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я старалась усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми усваивались.

Но никогда не нужно обращать внимание детей на то, у кого получается лучше, а у кого хуже, иначе ребенок не захочет участвовать в инсценировке. Например, говорю, что у Кати очень хорошо получаются движения лисы, она немного поучится говорить так ласково и хитро, как лиса, и в следующей постановке она будет исполнять роль лисы.

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала более сложные упражнения. Например, предлагала произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).

Прежде чем предложить какое - либо задание детям, неоднократно упражнялась сама, потому что интонация голоса воспитателя - образец для подражания.

Вначале разыгрывали небольшие сценки, например, предлагалось изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.

Большой интерес к театрализованной деятельности сыграли посещения театров приезжих артистов.

Театр-это всегда сказка, чудо, волшебство. Но никакой спектакль не найдет отклик в сердцах зрителей, если не будет понята и выразительна речь, дикция, пластика.

Постепенно мы подошли к постановке сказок.

В старшей группе использовались такие приемы:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (каждому ребенку достается карточка, на которой схематично изображен персонаж);

Большая работа ведется по подбору и созданию костюмов.

Костюм, ярко выражающий облик и характер героя, помогает гораздо полнее, эмоциональнее раскрыть художественный образ.

Родители охотно вызываются шить костюмы. Если были затруднения, к нам всегда на помощь приходила кастелянша.

Декорации рисовал папа Марка Брыля.

За три года выступлений мы с детьми оформили альбом «Театр наших детей». Вспоминаем выступление детей, делимся яркими впечатлениями.

Большую помощь родители и дети оказывают в оснащении педагогического процесса, принимают участие в пополнении пальчикового, теневого и настольного театра. Ведь участие в таких театрах тоже развивает эмоциональную выразительность речи, умение голосом передать характер и поведение героев. Вот так в разнообразных формах и подходах к постановке представлений выявляются и развиваются необычные,творческие способности детей.

Главное в работе с детьми это увидеть, заметить, поддержать, раскрыть в них творческие способности и по возможности развить их.

Подводя итоги, видишь результат своей работы.

Например, когда-то плаксивая Юрковец Саша превратилась в очень эмоциональную девочку, с хорошей памятью, которая без затруднений может сыграть даже роль взрослого. Марк, который был очень не внимательным, не усидчивым, сыграл в открытых занятиях главную роль.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-единства социально-эмоционального и коллективного развития;

-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами выразительности;

-наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Делая самоанализ своей работы, отмечаешь, что было хорошо и чего нужно добиться.

И вот какие я для себя сделала выводы:

больше проводить работу с застенчивыми детьми, используя все методы и приемы, чтобы каждый ребенок имел желание участвовать в театрализованной деятельности.

Больше уделять индивидуальной работе с детьми.

Вести постоянную работу по развитию творческих способностей детей, чтобы в каждом ребенке пробудить способность чувство эмпатии: сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Чуткость, восприимчивость к красоте в это время глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту.

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.

Ведь какими мы вырастим наших малышей, такое будущее нас ждет.

Очень сложно было распределение положительных и отрицательных ролей, потому что почти все дети хотели играть положительных персонажей.

Я старалась донести до детей то, что все: и взрослые, и дети - артисты и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

С застенчивыми детьми я использовала любую возможность по развитию такого качества, как уверенность в себе. Старалась, чтобы дети больше участвовали в праздниках и развлечениях, конкурсах, в концертах для родителей. Этим самым был накоплен опыт выступления.

В средней группе провели открытое занятие для родителей и сотрудников детского сада «Ждем гостей».

И дети, и родители приняли бурное обсуждение. Настолько ярко и эмоционально прошло это занятие.

Затем совместно с родителями организовали вечер «В гостях у сказки». Участвовали все дети и несколько человек родителей. И дети, и родители показывали отрывки из знакомых сказок. Затем дети обсуждали выступление родителей, а родители дали оценку детям. Детям было очень интересно.

В течение всего года мы в свободное время заучивали потешки, поговорки, скороговорки. В старшей группе перед детьми ставились более сложные задачи. Дети самостоятельно распределяли роли, принимали участие в обсуждении характеров героев. Очень часто мы показывали сказки для малышей. Роли исполняли эмоционально, выразительно, потому что они хотели, чтобы малышам понравилось. Совместно с родителями провели такие вечера, как «Любимые сказки», «Смешные истории», «Здравствуй сказка».

В старшей группе провели открытое занятие «В гостях у Мухи-Цокотухи».

Дети показали все свои способности и умения. Гости остались очень довольными, отметили артистичность речи, доброжелательное отношение

друг к другу.

Костюмы и декорации готовили вместе с родителями, активное участие принимали и дети.

Большое внимание уделялось сказкам, придуманными самими детьми, потому что такие постановки развивают мышление, память, фантазию детей. Дети чувствуют себя более свободно.

Так же совместно с родителями были проведены такие тематические вечера: «Театральные встречи», «В гостях у сказки», «Невероятные истории». Такие тематические вечера сближают родителей и детей, они являются равноправными участниками.

Старалась привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.

Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

В работе с родителями отвожу особое место. Стараюсь каждому рассказать, что может сделать именно их ребенок. Предлагаю родителям что-то смотреть за детьми, послушать, поучить, почитать, посоветоваться по изготовлению костюма.

О том, как продвигается работа, показывает диагностика. Провожу я ее ежегодно. Детям, у которых высокий уровень даю более сложный материал. Дети среднего уровня и низкого уровня получают роли соответственно их возможностям. Но иногда дети стараются запомнить главную роль и в процессе постановки спектакля вырастают до этой роли. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но сердцем.

И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Исходя из анализа работы за истёкший период, учитывая государственные и региональные стандарты в системе дошкольного образования, ставлю перед собой следующие задачи:

Цели:

• управление качеством инновационных процессов на современном этапе в системе развивающего режима дошкольного образования

развитие креативных качеств личности, коммуникативных способностей

Задачи:

• использовать в работе инновационные разработки, программы, методики

• активизировать использование полученных знаний и умений на практике

• формировать творческую личность

Публикации по теме:

Наш уголок театрализованной деятельности.Наш уголок театрализованной деятельности. В нашем детском саду прошел конкурс театрализованных уголков. Очень хотелось сделать что-нибудь красивое и загадочное. Ведь это же театр.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Результаты педагогической деятельности «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 04:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...