Получи документы

Рисование в реабилитационном процессе детей с патологиями зрения.

ЛЮДМИЛА УЛЬЯНИЧ
Рисование в реабилитационном процессе детей с патологиями зрения.

Философы Древней Эллады считали - страна, которая начнет учить рисованию так же, как математике и письму, вскоре превзойдет другие страны по всем наукам. В Японии эту образовательную модель используют в полной мере. При поступлении в вуз абитуриенты сдают первым экзаменом предмет «Рисунок».

Вероятно, в натуре человека заложено стремление к самовыражению через изобразительное искусство. Как правило, только в руках ребенка окажется палочка, мел, карандаш, кисточка и т. п., он находит плоскость, на которой можно рисовать. Будь то лист бумаги, обои на стенах, мебель, зеркало и т. д. - начинается момент творчества. Даже самые маленькие дети получают наслаждение от своих хаотичных линий.

Публикация «Рисование в реабилитационном процессе детей с патологиями зрения,» размещена в разделах

Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности малышей.

Однако, для детей с ограниченными возможностями в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании. На становление характерных видов изобразительной деятельности детей с нарушениями зрительно-моторной координации, влияет их выраженная двигательная неловкость.

Первые неудачи вызывают разочарование, и даже раздражение - и у ребенка остается лишь новая заноза, ядовитый шип внутри, который мешает развиваться и двигаться дальше.

А ведь главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге?

Ответ на многие вопросы я нашла, пройдя в 2009г. обучение по программе «Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения», организованной на базе ИПК РАО (г. Москва) в рамках реализации проекта сотрудничества ЕС и России «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ». В проекте участвовали четыре пилотных региона: Саратов, Кострома, Санкт-Петербург, Подмосковье. Регионы разные, а стоящие перед специалистами вопросы практически одинаковые: «Как помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе?», «Незрячему занять достойное место в мире?», «Инвалиду по зрению найти применение своим возможностям?», «Как научить ребенка с нарушенным зрением познать окружающий мир во всех его красках

Полученные знания, знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом помогают сегодня решать вопросы социализации детей с ограниченными возможностями. Вопросам творческой реабилитации детей, имеющих нарушения зрения, посвящена данная статья.

Методика проведения занятий по рисованию для детей с нарушениями зрения остается недостаточно разработанной, поэтому на практике приходиться сталкиваться с различными трудностями, обусловленными как зрительной недостаточностью, так и порой отсутствием необходимого дидактического материала. Задача взрослого, правильно организовать реабилитационный процесс, научить детей пользоваться неполноценным зрением.

Исходным этапом в обучении детей рисованию является работа по формированию правильных и полных представлений о предмете. Даже небольшое снижение остроты зрения в раннем и дошкольном возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет предметов, образов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Без специальных занятий малышу трудно определить, что перед ним находится предмет или просто цветовое пятно. Качество рисунков во многом зависит от детских впечатлений и уже потом от изобразительных навыков. Именно поэтому особое внимание необходимо обратить на выбор тематики занятий по рисованию. С этого момента начинается процесс рисования. Содержание занятий, тема должны быть доступны для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития.

Принципиально важным вопросом становится организация предварительного этапа работы. К планированию данного вида деятельности необходимо отнестись со всей серьезностью. За основу на данном этапе реабилитации рекомендовано использовать предметно – практические методы: проведение экскурсий, наблюдений, игр с предметами, отражающими выбранную тему рисования в ближайшей перспективе, различные упражнения, действия с предметами.

Предварительная работа включает в себя и использование наглядности. При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства изучаемого материала.

Какую же наглядность следует использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения :

натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения);

объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты);

изобразительные, графические, рельефные пособия.

Однако наглядность необходимо адаптировать, потому что пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих людей, мы не можем. При выборе иллюстраций, картин, репродукций необходимо следует учитывать следующие параметры:

• четкое выделение общего контура изображения;

• усиление цветового контраста изображения;

• выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;

• уменьшение количества второстепенных деталей;

• учитывать остроту зрения - от этого зависит размер изображения;

• учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные.

Цвет стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции. Использование красного, желтого, оранжевого особенно важно при таких заболеваниях как косоглазие, амблиопия, так как растормаживает глаз, способствуя повышению остроты зрения.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Оказать помощь в сравнении натуры и рисунка может и барельефное изображение предмета. На барельефе хорошо видна та сторона объекта, которую надо изобразить на плоскости. А фрукты, овощи можно разрезать на две половинки, а затем обвести на плоскости рисовального прибора. Работа с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, имеет кардинальные отличия, много особенностей.

Детям сложно рассмотреть сюжетные изображения целиком, поэтому происходит поэтапное детальное рассматривание объекта. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование объекта. Поэтому этап предварительной работы с детьми является принципиально важным.

Во-вторых, при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учесть следующие нюансы:

учитывать организацию рабочего места;

как можно меньше использовать цветные карандаши – приоритет краскам, фломастерам, другим современным изо средствам;

выбирать бумагу матовых оттенков, без бликующей поверхности;

обеспечить наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка;

уделять особое внимание образцу взрослого и выбранной натуры;

поддерживать медленный темп ведения занятия;

использовать сопряженный метод работы (некоторые дети нуждаются в непосредственном контакте, тогда педагог берет руку ребенка в свою, устанавливает фломастер или кисть в пальцах ребенка в правильное положение и, не выпуская его руки из своей, показывает, как выполнять нужное формообразующее движение, что приводит к образованию умения регулировать движения в отношении нажима, скорости, размаха, слитности, плавности.)

Одним из эффективных приемов работы с детьми, имеющими косоглазие, амблиопию является использование различных трафаретов, лекал и контуров, помогающих быстро и качественно осваивать изображение различных форм. Изготавливаются они из прозрачной пластмассы, также можно использовать цветную или плотный картон.

Детям с нарушенным зрением очень сложно даются композиционные построения изображения, им сложно ориентироваться на плоскости в силу особого восприятия пространства.

Одним из эффективных средств, содействующих пониманию и передаче пространственных взаимосвязей, является использование индивидуальных фланелеграфов и вырезанных цветных контуров деталей предлагаемого изображения. При выкладывании на фланелеграфе изображения активизируется такое чувство как осязание. Ощупывая детали, дети обращают внимание на сглаженность или заостренность форм. После удачного изображения на фланелеграфе детям предлагается выполнить работу на листе бумаги. Фон фланелеграфа должен быть контрастным, желательно разных цветов. Предпочтительно использовать различные виды мозаик, конструкторов, кусочки ткани, ленточки, нити, плоскостные игрушки. В отличии от нормально видящих, детям с нарушением зрения требуется больше времени для выполнения работ. Особого внимания требует анализ работ. Данную часть занятия необходимо строить с учетом зрительных возможностей. Задания, в которых дети должны найти предмет позволяет максимально активизировать их зрительное восприятие, совершенствовать навыки анализа, нахождения схожих и различных признаков в изображениях. При этом необходимо учитывать взаимосвязь реабилитационного курса развития изобразительных навыков с этапом восстановления глазных патологий :

I этап – работа над повышением остроты зрения : даем задания найти детали хуже видящим глазом, даем яркие краски, контрастный фон и т. д., соответствующие гимнастики.

II этап - восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз, коррекция косоглазия - раскрасить не заходя за контур, наложить одну краску на другую четко совместив контур.

III этап – выработка бинокулярного зрения. Во время анализа или уточнения способов выполнения, построения композиции учить детей определять, что ближе, что дальше изображено на рисунке, что впереди, сзади, уметь целостно воспринимать изображение. Зная зрительные особенности и возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять и на развитие зрительных функций, способствовать развитию творческих способностей средствами изобразительной деятельности.

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.

Самая важная особенность нетрадиционного рисования состоит в том, что оно позволяет детям быстро достигать желаемый результат, приносит радость, вызывает яркий эмоциональный отклик.

Навык творчества – замечательный навык, который поможет ребенку с ограниченными возможностями превратить ежедневные будни в занимательный процесс, а это залог интересной, насыщенной, полноценной жизни.

Публикации по теме:

Японский танец с веерами. Старшая группа. Видео Мудрые японцы открыли для нас еще одно предназначение танца — воспитывать душу и тело. Они увидели, что танец способен пробуждать душу к.

За всё я вас благодарю! Дорогие мои коллеги!Благодаря вашему вниманию и вашей поддержке я оказалась в рядах победителей. Бесспорно для любого человека внимание со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисование в реабилитационном процессе детей с патологиями зрения.
Опубликовано: 18 января 2015 в 23:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД