Зинурова Елена
Использование камешков марблс в развитии воображения и мелкой моторики посредством техник нетрадиционного рисования
Использование камешков марблс в развитии воображения и мелкой моторики по средствам техник нетрадиционного рисования у детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование камешков марблс в развитии воображения и мелкой моторики посредством техник нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Марблс. Игры с камешками
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование шариками Марблс
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Работая с детьми старшей группы я использовала разноцветные стеклянные камешки для аквариума, для выполнения различных заданий. Детям эти занятие очень понравилось. А недавно, на просторах интернета, я узнала про камешки марблс.
Что такое марблс.
Исследование происхождения такого феномена как марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, которые находили при раскопках многих древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Однако, лишь в течение нескольких последних лет появились первые серьезные монографии, посвященные увлекательным играм, коллекционированию и происхождению этих необычайно прекрасных предметов.
Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из старых детских игр – игра в разноцветные камешки, в которой надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Можно предположить, что история этой игры началась еще с пещерных времен, когда мальчики, готовясь в будущем занять место среди охотников племени, играли в те игры, которые позволяли им тренировать руки и глазомер.
Позже игра стала простой забавой, ну а в средние века, когда были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней, она и вовсе приобрела необычайную популярность.
История игры
В разных странах существуют тысячи различных вариантов игр с каменными шариками. Например, игра «ringer» подразумевает вычерчивание круга на песке, помещение туда нескольких шариков и попытки игроков выбить своими шариками те, которые уже находятся в круге.
Другой вариант этой игры называется «ролли» : в земле делаются небольшие углубления, в которые помещаются круглые камешки, после чего игроки стараются выбить их своими «марблами».
В искусстве
• Шарики марблс периодически упоминаются как некая детская «валюта» в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (в советском переводе марблс назывались «алебастровые шарики»).
• В англоязычной литературе широко распространено идиоматическое выражение «потерять свои марблы», отображающее широкий спектр описания потери человеком контроля над собой (от вспышек гнева до серьёзных психических отклонений, в неформальном, юмористическом ключе. В широком же смысле эта идиома имеет такое значение: «краткая или долговременная потеря разума». Примеры русских эквивалентных идиом могут включать: «съехать с катушек», «рехнуться», «тронуться», «двинуться умом», «шарики за ролики заехали» и т. п.
Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге про них, изданной в 1815 году в Англии.
Позже мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были завезены в Америку, где получили английское название марблс, что означает мраморные.
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствуют движению пальцев рук, стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц рук и глаз.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства, для этого существует множество различных упражнений.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук являются изобразительные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и др.
Нетрадиционные техники рисования позволяют детям иначе ощутить творческий процесс, получить положительные эмоции; рисование без привычных инструментов (кисточки и карандаша) расковывает ребенка, незаметно для самих себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать в новом ключе.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «нельзя» : можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, кто-то даже может придумать свою необычную технику. Дети испытывают интерес к подобным занятиям, потому что каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра. Их использование в образовательном процессе позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Сегодня мне бы хотелось поближе познакомить вас с одной из техник, которая полюбилась детям – это рисование шариками Марблс – или рисование стеклянными шариками.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Использование шариков Марблс решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентирования в микропространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
И это далеко не полный перечень, немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально-положительного настроения у детей и способствуют формированию у них мотивации к обучению.
Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности:
• камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно;
• их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Вариантов рисования таким способом - масса! Причём вместо стеклянных шариков можно взять шарики для пинг-понга (безопаснее для малышей) или орехи.
Вот например можно взять контейнер, положить на дно лист бумаги, на бумагу шарики предварительно обмакнутые в краску (в гуашь или густо разведённую акварель, закрыть контейнер крышкой и несколько раз встряхнуть, а потом смотреть что получилось. Здесь так же можно использовать тонированную бумагу : взять, например, синюю и запустить по ней шарик в белой краске – зима; бумага черного цвета, а шарик в желтой краске – ночное небо, наклеить ракету, звезды – космос; зеленая бумага и шарики в краске разных цветов – цветочная поляна! И т. д.
А можно, вместо обмакивания шариков в краску, сделать так: поставить на листке бумаги пару жирных клякс, прокатываясь по которым шарики будут захватывать часть краски на себя и нести её дальше по листу, но при этом контейнер с бумагой и шариками закрыть не крышкой, а прозрачной плёнкой и, не опасаясь что шарики могут выскочить, наблюдать, как они перекатываются, оставляя за собой цветные дорожки. Во время такого рисования дети должны не просто катать шарик хаотично, а перемещать его из угла в угол (по диагонали, от одной стороны к другой (с права на лево, сверху в низ, и при этом им необходимо двигать контейнер так, чтобы шарики прокатывались через краску. Это еще и элемент эксперимента смешанный с тренировкой координации.
Так же на своих занятиях мы брали не только шарики для получения ровных линий, но и многогранники, которые давали рисунок из точек и брызг.
Применяя шарики Марблс можно развивать фантазию и творчество, активизировать мыслительную деятельность, развивать координацию. Ввиду того, что здесь нет «правильно» и «неправильно» ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, и сам может дать оценку своему труду.
Ещё один вариант творческой игры с шариками – это рисование ими на песке. Песочные игры сами по себе полезны для детей, страдающих гиперактивностью, тревожностью и речевыми проблемами. Любые дети с интересом и удовольствием рисуют на песке. А если при этом взять в руки камешки Марблс и с их помощью создавать рисунки на песке: водить камушком по песку, катать его или хаотично ронять на песок. Так можно создавать на песке композиции при помощи иных мелких фигур и игрушек, разыгрывать знакомые сказки или придумывать сюжеты своих историй. Эти игры успокаивают детей, легко и естественно формируют представление об окружающем мире, а также навыки самоконтроля и саморегуляции.
Рисование шариками заинтересует даже тех детей, кто не испытывает особой тяги к творчеству.