Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школе» (с упражнением «Колесо коучинга»)

Ирина Николаева
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школе» (с упражнением «Колесо коучинга»)

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как подготовить ребенка к школе? И почему многие родители второклашек недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали с ним домашних заданий. Почему же он плохо учится?»

Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств. Что же такое готовность к школе? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Следовательно, понятие «готовность к обучению к школе» включает: три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную готовность к школьному обучению.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

- На что хочется обратить ваше внимание – неправильная посадка, длительная работа за столом – все это может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и деформации кисти пишущей руки.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новым отношениям к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В процессе развития у ребенка формируется представления о присущих ему качествах и возможностях, представление о том каким он должен быть и каким его хотят видеть окружающие. Совпадение социального «Я» и идеального считается важным показателем эмоционального благополучия.

Формирование адекватной самооценки – основа формирования самоконтроля в учебной деятельности (оценка результатов своих действий)

Учебная деятельность в современной школе – это совместная деятельность в которой учитель – ученик – учащиеся всего класса, на уроках активно используются коллективные формы работы. Если имеются трудности в общении – ребенок постоянно находится в состоянии ожидания насмешек, напряжения и других недоброжелательных проявлений в свой адрес. На рубеже 6-7 летнего возраста формируется внутренняя позиция школьника.

Психологическая готовность детей к школьному обучению – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.

Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Так например, «принятие задачи» тесно связано с учебным мотивом и умственным развитием ребенка.

Мотивы:

Социальный – дети сосредоточены на учебе, внимательно слушают педагога, старательно выполняют домашнее задание с ориентацией на оценку и при высоком интеллектуальном развитии учатся достаточно успешно, но если возникают трудности в усвоении материала – повышается уровень тревожности, интерес к школе падает.

Познавательный мотив – высокая учебная активность, они как правило не ограничиваются задачами школьной программы, стремятся узнать больше.

Оценочная мотивация - низкий уровень самостоятельности и неумение правильно оценить свои действия.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения школьного материала.

Принятие учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения способов учебных действий. Показателем готовности к школе – принятие и понимание ребенком поставленной задачи и преимущественная ориентация на результат.

Вводные навыки – хороший уровень облегчает адаптацию ребенка в школе и усвоению более сложных знаний и навыков и рассматриваются как один из показателей готовности ребенка к школе.

Графический навык – практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины – отсутствие интереса к освоению письма, недостаточная зрелость ММ кистей рук.

Произвольная регуляция деятельности – четкое и правильное выполнение ребенком инструкций обучающего взрослого.

Физиологическая готовность к школьному обучению – фундамент школьной деятельности:

- уровень физиологического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и состояние опорно – двигательного аппарата);

- состояние здоровья ребенка (1-2-3,4 - группа здоровья,наличие у ребенка: 3 группы – раннее обучение и повышенные школьные нагрузки противопоказаны; 4 группы – обсуждение с врачом обучение на дому, либо временная отсрочка поступления в школу);

- уровень биологического здоровья (достижение определенных пропорций-соотношение головы к длине тела).

Социальная или личностная готовность

- Самооценка (положительная – основана на самоуважении, ощущение собственной ценности и положительного отношения к самому себе ;

отрицательная – неприятие себя, отрицание своих возможностей, негативное отношение к своей личности: плохая адаптация к школе, трудности в построении общения с одноклассниками, страх ответов у доски);

-Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников (трудности в общении приводят к нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам и к негативному отношению к учению в целом)

- Формирование внутренней социальной позиции школьника.

Психологическая готовность детей к школьному обучению

-мотивы учения (социальный мотив, познавательный оценочный, внешний и игровой);

- интеллектуальное развитие (восприятие, память, внимание, мышление-образное- логическое, речь)

- способность принимать учебную задачу (учащиеся с низким уровнем допускают много ошибок, невнимательны на уроках, плохо усваивают новый материал);

- вводные навыки

(* речевые знания и умения – звуковой анализ слова, построение фразы, словарный запас, фонематический слух, звукеопроизношение, знание букв, умение читать

*математические знания – счет в пределах 10, состав числа и умение решать арифметические задачи с «+» и «-«, представление о форме;

*навыки учебной работы);

- графический навык

(*низкий темп письма, быстрая утомляемость, неровная дрожащая линия, слишком сильный нажим – нежелание выполнять письменные упражнения);

- произвольная регуляция деятельности

(* не слышит с 1 раза инструкции учителя - неорганизованность, невнимательность, неусидчивость, нарушение правил поведения во время урока);

- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

Практическая работа с родителями

1. Задание дается до представления основного материала.

Родителям предлагается вначале беседы, на листочках по 10 балльной шкале определить на сколько баллов, по мнению родителей, готов их ребенок к обучению в школе.

- Если вы думаете, что ваш ребенок готов к школьному обучению на 50 %, то отметьте цифру 5, если он, по вашему мнению, практически готов, то 8, 9 или 10.

___

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Задание предлагается после представления материала доклада.

Предлагается каждому из присутствующих на собрании, из выше перечисленных аспектов, выбрать те аспекты готовности к школьному обучению, которые наиболее значимы именно для него.

Для этого у каждого из присутствующих листы бумаги с нарисованным кругом «Колесом», разделенным на 8 равных частей (частей может быть больше или меньше, количество зависит от количества выделенных вами аспектов). Линия - радиус круга, делится на 10 шкал - частей (1-совсем плохо, 10-лучше некуда). Единица будет находиться в центре круга. Каждое деление обозначает готовность ребенка по выбранному вами аспекту на 3 балла,. 5 баллов и т. д. Эта часть круга выделяется цветом или штриховкой.

Теперь, необходимо подумать и с внешней стороны круга, подписать те аспекты, которые определяют готовность ребенка к школьному обучению. Перечень аспектов, о которых говорилось на собрании, можно выписать на доске (или карточке) и еще раз напомнить некоторые из них: физическая подготовка, адекватная самооценка, самоконтроль, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, коммуникативные навыки, учебная мотивация, принятие учебной задачи, сформированность познавательного интереса, графические навыки, произвольная регуляция деятельности, интеллектуальное развитие вводные навыки и т. д. (можете выбрать из предложенных или дополнить список).

Затем отметки соединяются линиями, отображая оценку ситуации в каждой из областей. Теперь получится наглядная картина текущего положения дел с подготовкой ребенка к школе.

Например, если родитель считает, что его ребенок физически недостаточно готов к нагрузкам школы (за столом не держит осанку, долго не может сидеть за столом, подвержен частым простудным и вирусным заболеваниям, быстро утомляется, имеет проблемы со зрением, врожденные заболевания, то он определяет, например, его готовность на 6 баллов (делений).

Таким образом, выделив каждую часть круга с выбранным значимым аспектом (по 10-балльной шкале, у респондентов должно получиться неровное «Колесо».

Когда «Колесо» закончено, важно посмотреть какой из аспектов менее всего выделен цветом (т. е. по этому параметру ребенок меньше всего готов к школьному обучению).

Каждый самостоятельно анализирует свой результат. Получилось с «колесо» или нет? Чем больше полученная фигура похожа на ровную окружность, тем лучше ребенок готов к обучению в школе. Какие же области (аспекты) требуют пристального внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что можете сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?

Например, для хорошей физической готовности ребенка: следить за посадкой ребенка за столом во время учебных и самостоятельных занятий, начать делать зарядку всей семьей, записать ребенка в спортивную секцию, провести курс закаливающих мероприятий, витаминизацию, активно провести летний отпуск, сбалансировать питание, ограничить просмотр телевизора (работы за компьютером) и т. д.

Затем составляется список улучшений в каждой из областей и список конкретные действия; план мероприятий для достижения желаемого состояния дел, которые помогут действовать (работать над ошибками).

3. В конце родительского собрания.

Теперь, когда родители четко представляют критерии оценки готовности к школьному обучению и определили наиболее важные, они отмечают на шкале реальный уровень готовности своего ребенка к школе.

___

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Родители сравнивают шкалу 1 и шкалу 2 и видят реальный уровень готовности своего ребенка к школьному обучению и те проблемы над которыми они могут работать более активно.

Публикации по теме:

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школе» (с упражнением «Колесо коучинга»)
Опубликовано: 20 августа 2013 в 16:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Развивающая книга «Что ни рукавичка, то интересная страничка «Загадки». Фотоотчет об...
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию свое многофункциональное дидактическое пособие - развивающую книжку «Что ни рукавичка,...
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...