Папки-передвижки

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Шадрина Ирина
Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Аннотация

В статье представлен опыт организации мини-музея в детском саду.

Ключевые слова:

Духовно-нравственное воспитание, традиции, патриотизм, экспозиция, предметно-развивающая среда.

Публикация «Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Для педагога это время благодатной почвы. В наше непростое время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Коллектив, соответствующий этим критериям сложился в «Детском саду № 115 ОАО «РЖД».

В воспитании духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма у дошкольников одну из главных ролей играет такое направление работы, как музейная педагогика, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение.

В нашем родном городе – Ульяновске много музеев. Однако часто ли наши воспитанники бывают в них? Беседуя с детьми и родителями, нам несложно было выяснить, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные: во-первых, удаленность места проживания, от центральной части города, где размещено большинство музеев; во-вторых, распространенность среди многих родителей мнение, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения; в-третьих, дефицит времени у многих пап и мам из-за занятости на работе. Мы решили взять инициативу в свои руки: ежегодно в конце учебного года совершали автобусные тематические экскурсии в музеи города для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Дошкольники с большим интересом посетили музей городского быта, мелочную лавку, музей симбирской фотографии, симбирского купечества, которые находятся на территории Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В. И. Ленина». Силами сотрудников и родителей, мы организовали собственный «музейный комплекс», включающий несколько мини-музеев : «Дорога, дорога расскажет так много!», «Этих дней не смолкнет слава!», «Симбирск – Ульяновск. Из прошлого в настоящее, «Ретро-гостиная», мини-музей «Горница-узорница».

Экспозиции музея гармонично вписались в предметно-развивающую среду детского сада. Для этого пришлось приложить много усилий, попробовать себя в роли историков, краеведов, художников и интерьерных дизайнеров. Особенно сложно было собрать и систематизировать по экспозициям множество экспонатов, которые были собраны силами педагогов и родителей детского сада. Сейчас, без использования развивающего пространства наших мини-музеев не обходятся ни один праздник, ни одно открытое мероприятие – будь то Рождественские посиделки или Масленица, которые проводятся в помещении мини-музея «Горница-узорница», или встреча с людьми железнодорожных профессий – в помещении мини-музея «Дорога, дорога расскажет так много». Большой популярностью и любовью среди воспитанников, педагогов и родителей воспитанников пользуются мастер-классы по изготовлению традиционных народных игровых и обереговых игрушек, которые регулярно проводятся в «Горнице-узорнице».

Особая гордость нашего детского сада – мини-музей «Этих дней не смолкнет слава», где дети могут не только рассматривать фотографии, слушать пластинки военных лет на настоящем патефоне, но и одеть военную форму, прочитать пожелтевшее от времени письмо с фронта, взяв в руки настоящую фляжку, котелок, которые принадлежали их дедам и прадедам, прошедшим Великую Отечественную войну. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в помещении мини-музея был оформлен стенд, посвященный родным и близким воспитанников – участникам Великой Отечественной войны.

Важная особенность музейных элементов развивающей среды детского сада – участие в их создании не только педагогов, но и детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.

Список использованной литературы:

1. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003

2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. Г. Комратова. - ТЦ Сфера, 2007.

3. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г. А. Ковалева. - М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Консультация «Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников» «Роль педагог в духовно-нравственном воспитании школьников» В. А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно.

Применение фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки,.

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников Цель проектов:Достижение качества образования воспитанников на основе духовно- нравственного воспитания и развития ценностно- смысловой.

Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников Методическая разработка цикла занятий духовно-нравственного направления Тема: «Православные праздники.» "Пусть каждый припомнит свое детство,.

Презентация «Роль социальных акций в духовно-нравственном воспитании дошкольника» «Роль социальных акций в духовно –нравственном воспитании дошкольника» Выполнила: Воспитатель Мухина Ольга НиколаевнаДуховно-нравственное.

Проект «Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Винс Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Детский.

Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей»Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей» Актуальность Актуальность использования элементов проектной деятельности и музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что их средства.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Роль народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Еще более сложная.

Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников Значение художественного слова в духовно-нравственном воспитании дошкольников Для слушателей курсов «Введение федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 27 января 2018 в 16:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД