Папки-передвижки

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

Людмила Букарева
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической и грамматической. Основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка,» размещена в разделах

Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди, выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения, по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Л. В. Фомина считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – он такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмысливать информацию, получаемую из окружающего мира.

Когда малыш накопит богатые впечатления и, соответственно, собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

При проведении игр, я строго соблюдаю следующие правила:

- отрабатываем последовательно все упражнения;

- игровые задания постепенно усложняем;

- игру начинаем только тогда, когда ребенок хочет играть; никогда не начинаем игру, если ребенок неважно себя чувствует;

- не допускаем переутомление ребенка в игре.

Целенаправленная, педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамического процесса. При этом учитываю возрастные особенности детей. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи провожу в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а так же расширить их познавательные способности. В своей работе я использую большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаику, цветное тесто, яркую бумагу, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволоку, предметы вышивания, пальчиковый театр, наглядные картинки и т. п.

Итак, в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Публикации по теме:

«Роль пальчиковых игр в развитии речи» Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений.

Роль семьи в развитии речи ребенка Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории,.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Многие взрослые помнят забавный детский стишок, где есть такие строки: - Мальчик - пальчик, где ты был? К братьям в гости я ходил. А дальше.

Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа) Педагогический проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка». (групповой, долгосрочный). 1 этап. Целеполагание. Игра – это ведущий.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Роль игры в развитии ребенка Игра – неотъемлемая часть жизни любого ребенка. С помощью игры он познает мир, учиться общаться с окружающим, приобретает новые знания и.

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольникаРоль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства.

Семья и ее роль в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие.

Роль сказки в развитии ребенка Роль сказки в развитии ребенка Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 21:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД