Лучший педагог года

Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Щукина
Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В современном обществе происходят необратимые изменения, которые начались не один десяток лет назад: падает уровень духовной культуры народа, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладают абстрактные, схематические представления о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Публикация «Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В 2013 г. в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

Современное общество стремится к гармонии, но все «современное» основано на традициях прошлого, уходит корнями в мир, прожитый нашими бабушками и дедушками, в мир сказок, легенд и поверий, а также в мир обрядов, игр. Перед современной дошкольной педагогикой стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования духовно – нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к окружающим, к природе и животным.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в целостный единый процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

В последнее время научными центрами, дошкольными организациями разрабатываются программы, направленные на воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств, любви к Родине. В программах данные цели решаются через различные виды детской деятельности. Одним из основных видов является игра. И на данном этапе народная игра должна занимать одно из ведущих мест. Народные игры, а именно подвижные народные игры, являются традиционным средством педагогики. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра несет заряд позитива, эмоциональной отзывчивости, знакомит с обрядами, учит быть справедливыми. Подвижные игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В нашем дошкольном учреждении, МБДОУ № 404 детский сад «Ростки» работа по духовно-нравственному воспитанию детей проводится в соответствии с программой «Мы россияне, мы нижегородцы!», разработанной педагогическим составом ДОУ под руководством научного руководителя НИРО в рамках экспериментальной деятельности. Содержание Программы спроектировано на основе четырех тематических блоков: 1. «Мы познаем себя и свою семью». 2. «Мы познаем природу России и Нижегородского края». 3. «Мы познаем историю и культуру Нижегородского края». 4. «Мы познаем историю и культуру России». В течение каждого месяца обеспечивается реализация программного содержания каждого их четырех этих тематических блоков.

Перспективно-тематическое планирование Программы учитывает календарь праздников (светских, народных).

Основой перспективно-тематического планирования педагогической работы по Программе является определение «ключевого воспитательного события» (А. В. Мудрик) месяца. Это может быть праздник (светский, народный, к которому необходимо готовиться (например, День защитника Отечества в феврале, или, наоборот, праздник предваряет начало изучения темы (День народного единства, 4 ноября).

Содержание программы включается в вариативную часть общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений.

Подбирая подвижные игры для работы с детьми, мы учитывали тематическую принадлежность, нравственную направленность игры, возраст воспитанников. Игра должна помочь ребенку погрузиться в атмосферу праздничного обряда, познакомить с традициями русского народа. Таким образом нами была подобрана методическая копилка народных подвижных игр и составлен перспективный план народных подвижных игр, охватывающий тематическую принадлежность всех направлений программы:

- Сентябрь.

Ключевое воспитательное событие : «Праздник снопа», «День пожилого человека»

Подвижная игра : «Пахари и жнецы», «Пора, бабушка, на пир»

- Октябрь.

Ключевое воспитательное событие : Праздник «Покров»

Подвижная игра : «Корзинки», обрядовая игра «Капустка»

- Ноябрь.

Ключевое воспитательное событие : «Праздник «День народное единства» на земле Нижегородской»

Подвижная игра : «Ловлю птиц на лету», «Защищай город»

- Декабрь.

Ключевое воспитательное событие : «Подготовка к празднованию Нового года и рождества»

Подвижная игра : «Два Мороза», «Кружева»

- Январь.

Ключевое воспитательное событие : «Зимние праздники (Новый год, Рождество, Святки)»

Подвижная игра : «Бабка Ёжка», ярморочные игры «Здравствуй, сосед», «Петушиный бой»

- Февраль.

Ключевое воспитательное событие : «День защитника Отечества»

Подвижная игра : «Казаки и разбойники», «Защита укрепления»

- Март.

Ключевое воспитательное событие : «Весенние праздники» (8 Марта, Масленица)»

Подвижная игра : «Гори, гори ясно», «Весняночка»

- Апрель.

Ключевое воспитательное событие : «Светлый праздник Пасхи»

Подвижная игра : «Каточки», «Кулич».

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно. При этом необходимо дать понять детям, что правила игры – главный организующий элемент. Умело объясняя их, педагог помогает детям понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры – высокая эмоциональность. Оценивая результаты, педагог акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования целевых ориентиров гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы.

1. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре». 1991.

2. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

3. ФГОС ДО

Публикации по теме:

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Введение «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик,.

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Конспект родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Дата проведения: 17. 02. 2017 г Цель: формирование.

Консультация «Роль подвижной игры в экологическом воспитании дошкольников» Природа – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте Главной целью экологического воспитания является.

Родительское собрание в дошкольной группе «Роль родителей в нравственном воспитании детей» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Золотковская основная общеобразовательная школа Родительское собрание в дошкольной.

Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие.

Роль родителей в духовно-нравственном воспитании детей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 (дошкольное отделение) Статья на тему:.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании детей Что же представляет собой нравственное воспитание? В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 14:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД