Получи документы

Роль прогулки в речевом развитии детей

Татьяна Владимирова
Роль прогулки в речевом развитии детей

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Публикация «Роль прогулки в речевом развитии детей» размещена в разделах

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).

Вот и в своей работе я наблюдаю, что у многих детей :

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-Недостаточный словарный запас.

-Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Не способность построить монолог.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать силу голоса и темп речи.

-Плохая дикция.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Я хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей на прогулке.

В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты и эксперименты, труд.

Традиционно материал наблюдений в природе распределяю по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне, обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у тополя большие).

Подбираем с детьми прилагательные: «Весна какая?-теплая, красивая; Дождь какой?- сильный, холодный, моросящий». Глаголы: «Ветер что делает?-дует, завывает». Выделяем характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето).

Летом и осенью рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный.

Рассматривание сезонной одежды людей помогает обогатить и активизировать словарь детей по темам «Одежда» и «Обувь».

Во время прогулки я использую художественное слово Детям нравится слушать стихи русских поэтов о природе. С помощью их пополняется словарный запас красивыми эпитетами, определениями. (Например, «Сельская песенка» А. Плещеев, «Зима» И. Суриков).

На прогулке очень эффективны загадки во время наблюдений, труда в природе. Предметы и явления в них знакомы детям, они видят их часто перед глазами.

Пришли мужички без топоров

Срубили избу без углов (Муравьи).

А про паука:

«Серый маленький Денис

На веревочке повис».

На прогулке загадываю детям загадки о явлениях живой и неживой природы, о растениях, животных, птицах, насекомых. Предлагаю детям загадать загадки, какие они знают. Желающие загадывают, мы угадываем. С детьми пробуем придумывать свои загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Говорю: «Давайте попробуем придумать свои загадки! Вот что я придумала: Длинная, сладкая, оранжевая, гладкая. Попробуйте и вы придумать свою загадку!». У некоторых детей получается. Например: «Круглое, желтое, с лучиками». (Катя З., 5 лет); «Растёт в огороде, зелёный, с пупырышками». (Алина В., 5 лет). Мы создали самодельный альбом со своими загадками. На его страницах дети нарисовали картинки-отгадки. Альбом демонстрировали родителям.

Во время сезонных наблюдений знакомлю с народными приметами, пословицами, песенками и закличками из народного фольклора. Дошкольники с удовольствием повторяют приговорки при наблюдении за природными объектами «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка!», «Божья коровка, лети на небо, там твои детки…».

Ежедневно планирую подвижные игры, в ходе которых также происходит речевое развитие. Без считалки не обходится проведение большинства подвижных игр, они предназначены для расчета играющих. Мои дети знают разные считалки и с удовольствием вызываются посчитать товарищей.

Есть подвижные игры с проговариванием слов в ходе игры. Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи.

Например, игра «Мороз-Красный нос». Водящий говорит: «Я-Мороз-Красный нос, кто из вас не боится в путь-дороженьку пуститься?». Дети отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!». Или игра «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Мышеловка»; хороводные игры «Карусель», «Мы на луг ходили». Подвижные игры развивают коммуникативные качества ребенка.

На прогулках организую сюжетно- ролевые игры. В процессе игры дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь. В сюжетно-ролевой игре дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.

Использую различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе, а также развивать речь. Это предметные игры — игры с листьями, цветами, овощами: «Чудесный мешочек», «Детка, детка, где твоя ветка?» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов.

Очень эффективными для активизации мыслительной деятельности и развития словаря детей является игра «Хорошо – плохо». Эта игра основана на выявлении противоречий в предметах и явлениях. Например, мы с детьми рассуждаем: дождь-хорошо, поливает растения, плохо-нельзя гулять. Ветер-хорошо, охлаждает в жару, плохо-ломает ветки деревьев.

В игре «Хорошо – плохо» словарь детей обогащается антонимами, синонимами, обобщающими словами, у детей развиваются навыки речи-рассуждения.

Опыты и эксперименты, изучающие свойства снега, воды, песка расширяют кругозор ребенка, а вместе с ним обогащают словарь : Снег белый, мягкий, холодный; лед твердый, прозрачный, гладкий.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Общение в процессе труда пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, результатов труда.

Конечно, в воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность дошкольного учреждения и семьи. И никакая работа не принесет должных результатов, если не будет помощи родителей. Поэтому, родители наши главные помощники.

Я попросила родителей подготовить с детьми рассказ об интересных событиях в их семье: поездка на природу, в зоопарк и т. д., сделать совместные рисунки или фотографии. В детском саду дети с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях, демонстрировали рисунки. У нас получился замечательный альбом!

Для родителей я разработала ряд консультаций: «Развиваем речь детей через наблюдения в природе», «Летний отдых с детьми на природе». Разместила в родительском уголке произведения художественной литературы о природе.

На последнем родительском собрании родители поделились опытом и рассказали, как они проводят прогулки дома.

Подводя итоги проводимой работы, я отмечаю, что:

У детей возрос интерес к речевой деятельности на прогулке.

Дети стали более активны и любознательны.

Речь стала образнее и богаче.

Публикации по теме:

«Роль сказки в речевом развитии детей» «Роль сказки в речевом развитии детей» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников»Консультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» онсультация для родителей «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в развитии двигательной активности детей» ПРОГУЛКА- это один из самых важных режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевые нарушения делятся на несколько видов. - общее недоразвитие речи -фонематическое недоразвитие речи -фонетико-фонематическое недоразвитие.

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Протокол № 3 родительского собрания средней группы МКДОУ «Глушковский д/с №1 «Калинка» Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5.

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Устное народное творчество - это словесное творчество.

Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» «Самым высоким видом искусства самым талантливым, самым гениальным является.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Возможности экологического воспитания в речевом развитии детей Задачи речевого развития в экологическом развитии. Экология - это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль прогулки в речевом развитии детей
Опубликовано: 14 октября 2017 в 15:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД