Лучший педагог года

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Беликова Наталья
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.

Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.

Публикация «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду.

Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Педагог может выбрать любую форму взаимодействия с родителями:

• папки-передвижки

• консультации и семинары

• беседы

• круглые столы

• совместные досуги

• родительские собрания

• анкетирование

• творческие конкурсы и проекты

• презентации и т. п.

Не менее важно, чтобы родители правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути их преодоления.

Поэтому работа с родителями включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье путем анкетирования, бесед.

Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом, его внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

Нравственное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Через формирование и развитие навыков самообслуживания, приучение к хозяйственно-бытовому труду, закрепление умения ухаживать за растениями, домашними питомцами, зимующими птицами у детей появляется желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим.

Стремление младших дошкольников к самостоятельности должно иметь нравственный смысл. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых, о чем необходимо информировать родителей. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Обычно на первом месте среди выполняемых ребенком в семье видов труда, стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия и направить их на цели нравственного развития.

Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций.

Надо стремиться к тому, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.

Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания семейных историй, музыки, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений.

Одной из форм педагогической пропаганды является просмотр и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании («Однажды солгав», «Ничему плохому не учили», «Мама заболела» и др.).

Целесообразно периодически проводить анкетирование, опросы, обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.

Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

Публикации по теме:

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей младшего дошкольного дошкольников Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Роль экологического воспитания в социально-нравственном воспитании дошкольников Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально — нравственном воспитании дошкольника» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль книги в нравственном воспитании дошкольников Роль книги в нравственном воспитании дошкольников. Перед нашим обществом представлена задача воспитания человека как личности гармонически.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка» Педагогическими предпосылками построения концепции формирования начал нравственного сознания детей в ДОУ считаются более важные научные.

Выступление на педагогическом совете «Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников» Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 октября 2019 в 10:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД