Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

Людмила Подойницына
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениям с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь. Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Рекомендации родителям

для поддержания интереса к познавательному

экспериментированию

НЕЛЬЗЯ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.

НУЖНО

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

НЕЛЬЗЯ отказываться от совместных действий с ребёнком, игр – ребёнок не может успешно развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

НУЖНО

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя желание узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

НЕЛЬЗЯ

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

НУЖНО

Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

НЕЛЬЗЯ

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Но это не так.

Если поступок сопровождается положительными эмоциями, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

НУЖНО

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

НЕЛЬЗЯ

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

НУЖНО

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Это интересно

(Вопросы и ситуации для обсуждения с детьми)

* Можно ли удариться о воду?

* Почему стучит крышка у чайника?

* Можно ли унести воду в решете?

* Как увидеть воздух?

* Откуда дует воздух?

* Как сделать из мухи слона?

* Как зажечь костёр, если нет спичек?

* Бывает ли жидким стекло, металл?

* Бывает ли стекло непрозрачным?

Успехов Вам!

И помните: «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». (Ральф У. Эмерсон)

Литература

1. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2004.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Интернетресурсы.

Публикации по теме:

Екатеринбургу посвящается…Екатеринбургу посвящается… Просыпается утром наш город, Спозаранку трамваи звенят. Екатеринбург- ты очень мне дорог, Тополя твои в сердце шумят. Всё лучшее всегда.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 14:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...