Лучший педагог года

Роль семьи в речевом развитии ребёнка. Консультация для родителей

Кумызова Евгения
Роль семьи в речевом развитии ребёнка. Консультация для родителей

Роль семьи в речевом развитии ребёнка.

(Консультация для родителей)

В семье появился ребёнок. Родители, наблюдая, как растёт и развивается их малыш, радуются его первой улыбке, первым звукам, первым лепетным словам. И, конечно, у них возникает много вопросов. Как будет развиваться малыш в дальнейшем? Надо ли с ним специально заниматься, в частности, его речевым развитием? Или его развитие пойдёт спонтанно, естественным путём? Ведь речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Публикация «Роль семьи в речевом развитии ребёнка, Консультация для родителей» размещена в разделах

А между тем ещё до его рождения, находясь в утробе матери, ребёнок слыщит мамин голос, чувствует интонации и получает информацию об особенностях родного, материнского голоса. Первый год жизни, так называемый, доречевой период, также очень важен для дальнейшего речевого развития ребёнка. Хорошо, если ребёнок узнаёт близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего и пытается подражать ему – всё это является хорошей тренировкой для артикуляционного аппарата ребёнка и развивает у него слуховое внимание. Поэтому очень важно в этом возрасте обращаться к ребёнку, разговаривать с ним, причём так, чтобы ребёнок видел Ваше лицо.

Речь малыша развивается по подражанию. Обращённая к нему речь взрослого должна быть чёткой, чистой, неторопливой, грамматически правильно оформленной. Не следует искажать слова, имитируя детскую речь.

При нормальном развитии речевых функций у ребёнка примерно в девять – десять месяцев появляются слова. В этом возрасте словом считается любой звукокомплекс, соотносящийся с предметом. Например, «мау» - кошка, «би би» - машина, «бух» - упало, и так далее. Как правило, к году у ребёнка в активном словаре таких слов имеется 10 – 12.

В дальнейшем активный словарь у ребёнка осуществляется достаточно бурными темпами, и в два года он составляет примерно 200 – 300 слов. В это же время у ребёнка начинается процесс формирование фразовой речи.

Сначала это простые словосочетания из 2 – 3 слов, и постепенно предложение усложняется, активный словарь увеличивается к пяти годам до 2500 – 3000 слов.

Среди родителей бытует глубоко ошибочное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. Но это не так. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов’аться», а не «б’аловаться», «свёкла» а не «свекл’а». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.

Ведь не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития, и, прежде всего, для состояния речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. А в беседе с родным человеком у ребёнка не только происходит формирование речевых процессов, но и устанавливается эмоциональный контакт.

В заключении хотелось бы предложить родителям памятку «Факторы успешного речевого развития ребёнка», где кратко обозначены факторы, положительно либо отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста.

Что полезно для речевого развития?

- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

- Создавать условия для общения с другими детьми;

- Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

- Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком, тактично его поправляя.

- Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

- Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

- Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

- Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

- Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев. С последующей беседой об увиденном.

Чего делать нельзя?

- Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

- При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

- Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

- Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

Также полезны для речевого развития ребёнка некоторые творческие задания, выполнение которых не требует никакого оборудования, ни знание методик, это просто речевая игра. Предлагаем несколько таких игр.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Добавляйте как можно больше деталей события, до тех пор, пока уже сказать будет нечего. Это тренирует и память у ребёнка.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Да мало ли что можно придумать!

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре. А попросите и ребёнка рассказать вам что – нибудь, например, что он делал в гостях у бабушки, или с кем и во что играл в детском саду.

Конечно, его рассказ не будет сразу таким связным и распространённым. Помогайте ему наводящими вопросами, покажите вашу заинтересованность его рассказом.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в речевом развитии ребёнка. Консультация для родителей
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 11:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД