Папки-передвижки

Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Евгения Савенкова
Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста

В наше время экологическое образование подрастающего поколения является одним из актуальных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений [2]. Первичные элементы экологических знаний начинают формировать у детей уже в раннем возрасте с целью дальнейшего их закрепления через воспитание экологического самосознания и экологической культуры. Родительское влияние, наряду с влиянием педагогических работников вносит весомый вклад на этапе становления у детей дошкольного возраста элементарных представлений об окружающей действительности. Семья как начало, вырабатывающее в ребёнке базовые понятия природоохранного толка и выступающее в качестве образца действий применительно к объектам окружающего мира, занимает в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, что занимает самое значимое место [1, С. 213].

Публикация «Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое образование имеет безусловную ценность в становлении личности ребёнка [4]. Отношение к естественной среде обитания и населяющим её существам в пользу бережности или халатности определяет то, каким человеком он станет в дальнейшем – гуманным или антигуманным. Нередко примером природоохранного поведения или его отсутствия выступают для детей поступки родителей. Некоторые из них совершаются вполне осмысленно, другие – интуитивно, совершенно случайно, но ребёнок осваивает результаты и той, и другой деятельности, поскольку ребенок в дошкольном возрасте не способен определять, что вредоносно, а что доставит пользу природе. Таким образом, роль семьи является определяющей в экологическом образовании подрастающего поколения [7, С. 115].

По утверждению учителя начальных классов Д. Л. Григорян: «Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в, первую очередь, заниматься родители» [2, С. 1]. Замечание педагога достаточно уместно в контексте экологической направленности нынешнего учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося, вполне очевидно, не только под влиянием дошкольных образовательных учреждений. Семья рассматривается теоретиками и практиками педагогики как особая социоэкосистема, только в миниатюре, члены которой «при благоприятных условиях и посредством умелых действий реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой» [2, С. 1]. Под родительским воздействием у детей дошкольного возраста формируется такое отношение к окружающей действительности, которое соответствует природоохранным устремлениям, лежащим в основе экологического воспитания.

Родительское участие признано ключевым фактором в непосредственном овладении детьми дошкольного возраста опорными элементами экологического сознания [5]. Согласно мнению воспитателя первой квалификационной категории И. П. Поляковой: «Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью» [6, С. 2]. Исходя из утверждения воспитателя следует вывод: роль семьи в экологическом просвещении дошкольников в полной мере осмыслена в педагогической среде в настоящий момент, а, следовательно, усилия современных воспитателей направлены на благотворное для подрастающего поколения взаимодействие с родителями в русле экологизации.

Заслуживает внимания тот факт, что «на современном этапе экологическое образование детей является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, так как в него вложен новый смысл, который рассматривает его не как часть образования, а как целостный образовательный процесс с формированием новой системы ценностей [8, С. 3]. Семье в контексте этого процесса отводится одно из ведущих мест в силу того, что её вклад в развитие у подрастающего поколения ценностных мотивировок природоохранного характера достаточно весом. Именно родители помогают ребёнку понять связь и зависимость природных организмов друг с другом и окружающей средой, «увидеть определенные закономерности жизнедеятельности природного сообщества как единого дома для растений, животных и человека» [8, С. 4].

Ряд исследователей в области педагогической науки убеждены в следующем: «Главную цель экологического образования детей …в семье можно обозначить как повышение их экологической культуры, охрана и защита природы, а также формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью» [9, С. 193]. Семья, как среда становления личности, играет непосредственную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ экологического мировоззрения. Следует отметить, что, каким бы значимым ни был вклад воспитателей в формирование элементов природоохранного характера, только совместное и поступательное воздействие на личность ребёнка семьи и дошкольной образовательной организации способно дать поистине впечатляющие результаты.

Диалог педагогов с родителями воспитанников осуществляется в различных формах с целью достижения гораздо более прочного контакта, в перспективе выступающего основой воспитания подрастающего поколения в экологическом русле. Таких форм взаимодействия существует несколько:

1. Традиционные:

1.1. коллективные;

1.2. индивидуальные;

1.3. наглядно-информационные.

2. Нетрадиционные [4, С. 89].

Используются они в контексте коммуникации между семьёй и дошкольной образовательной организацией с целью обогащения первых знаниями педагогического толка, которые оказываются незаменимыми в процессе экологического воспитания подрастающего поколения.

В число коллективных форм взаимодействия входят беседы, конференции и «круглые столы», задействующие в процессе овладения педагогическими знаниями как можно большее количество родителей, заинтересованных в надлежащем воспитании своих детей.

К формам индивидуального взаимодействия обычно относят педагогическую беседу, ориентированную на вовлечение родителей в комплекс методов, наиболее эффективных в организации природоохранного воспитания подрастающего поколения. Зачастую беседа используется в работе с семьёй ребёнка, будучи включё нной в следующий комплекс форм коммуникации:

1) при посещении семьи;

2) при индивидуальных беседах с родителями воспитанников;

3) в рамках консультации [3, С. 96].

Особую группу методов составляют методы наглядно-информационной направленности. Цель подобных форм взаимодействия состоит в ознакомлении родителей с условиями и содержанием воспитания детей в экологическом русле [4]. Фрагменты различных видов деятельности воспитанников по защите и благоустройству окружающей среды активно используются педагогами дошкольных учреждений для достижения данной цели.

Из всего спектра форм взаимодействия семьи с дошкольной образовательной организацией на сегодняшний день широко используется только одна – нетрадиционная. Подобная форма коммуникации сводится в организации программ телевизионного и развлекательного характера, всевозможных игр, которые призваны создать между участниками диалога неформальный контакт, гораздо более результативный в плане понимания обеими сторонами друг друга. Используя неформальные подходы, воспитатели детских садов стремятся привлечь родительское внимание к жизни ребёнка и его развитию в дошкольном образовательном учреждении, пытаются донести до взрослых, что их влияние на детей в природоохранном направлении должно превалировать над воздействием со стороны системы образования [5, С. 71].

Использование данных форм взаимодействия с родительским коллективом достаточно эффективно. Изучая учебно-воспитательную работу учреждений дошкольного образования, члены семьи узнают о том комплексе представления и навыки, которые уже приобретены их ребёнком, а также осознают, какой путь им необходимо избрать, чтобы воспитать у детей экологически оправданную поведенческую культуру, необходимо направлять свои силы на формирование её базовых элементов. Таким образом, в экологическом воспитании детей дошкольного возраста роль семьи как инстанции, развивающей ключевые природоохранные компетенции, весьма значима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008. – 326 с.

2. Григорян Д. Л., Симонян Г. С. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. – Иваново: Изд-во журнала «Наука, образование и культура» – №8 (23) – 2017. – 2 с.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – №3. – С. 87-94.

5. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

6. Полякова И. П. Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. – Ангарск, 2015. – 7 с.

7. Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодё жи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – Новочеркасск: НИМИ им. А. К. Кортунова, 2014. – 131 с.

8. Экологическое образование в дошкольном учреждении : из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 49 с.

9. Экологическая педагогика : организация экологического воспитания и образования, формирование экологической культуры : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол. : О. М. Дорошко (гл. ред.) [и др. ]. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 190-207.

Публикации по теме:

Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека,.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Доклад «Роль воспитателя, физкультурного работника и семьи в оздоровлении детей дошкольного возраста» «Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной.

Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный.

Консультация для родителей «Роль детского сада и семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из самых важных и высокогуманных задач нашего общества. В нашей стране неуклонно повышается.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.

Теоретические основы работы по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Реализация проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста 1 С. Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Универсальные навыки исследовательского.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста». Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2018 в 18:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД