Получи документы

Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Ольга Захарова
Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются в се стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой. Более высокой стадии развития.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольникивоспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием и т. д. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она поможет рассказать о многом и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеётся звонко и радостно, когда мы веселимся.

Исполнение знакомых песен вносит в сюжетно-ролевые игры определённое настроение. Имея свою сюжетную линию песня может способствовать умственной активности детей, которая всегда связана с работой воображения. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие способностидетей.

Игра представляет собой многогранное понятие. Ее рассматривать можно в качестве особой формы существования всех сторон жизнедеятельности в детском коллективе. Понятие игры не относится к научным в строгом понятии данного слова. Это можно объяснить тем, что многие исследователи пытались найти что-то общее между различными и разнокачественными действиями, которые обозначены словом «игра», и по настоящее время не существует удовлетворительного разграничения данных деятельностей и объективных объяснений различных форм игры [3, с. 85].

Основным видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребё нка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - космонавт», «Я - доктор», но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение, упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку».Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах;

Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;

Для ребенка рольэто его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Историческое развитие игр не повторяется. К хронологически первой в онтогенезе относится ролевая игра, которая служит главным источником в формировании социального сознания детей в дошкольном возрасте. Психологами издавна изучаются игры взрослых и детей, рассматриваются их специфическое содержание, функции, игра сравнивается с иными видами деятельности. Игра вызвана может быть потребностями в соревновании, лидерстве. Игру рассматривать можно и в качестве компенсирующей деятельности, что дает возможность в символической форме удовлетворить неосуществленное желание. Игра представляет собой деятельность, отличающуюся от будничных повседневных действий. Люди создают в и вновь собственный придуманный мир, новые условия бытия, которые существуют рядом с миром природы, натуральным миром. Узы, связывающие красоту и игру очень многообразны и тесны. Любая игра является, в первую очередь, вольной, свободной деятельностью.

Сюжетно-ролевая игра протекает ради удовольствия, ради нее самой, что возникает во время исполнения игровых действий. Игра является деятельностью, изображающей отношение личности к тому, что ее окружает, к миру. В мире происходит впервые формирование необходимости влияния на окружение, потребности изменения окружения. Когда у людей возникают желания, которые невозможно реализовать сразу, происходит создание игровой деятельности.

Самостоятельность детей в середине игровых сюжетов является безграничной, она может вернуться в прошлое, заглянуть в будущее, повторять многоразово одни и те же действия, которые приносят удовлетворение, дают возможность ощутить себя желанным, всемогущим, значащим. Ребенок в игре не обучается жить, он живет самостоятельной жизнью, своей истиной. Достоверно отметил отечественный педагог Д. Б. Эльконин, занимавшийся изучением детской игры, что в играх интеллект направлен за эмоционально-действенным переживанием, функция взрослого воспринимается, в первую очередь, эмоционально, происходит эмоционально-действенная первичная ориентация в содержании деятельности человека.

Трудно оценить значение игры в формировании личности. Л. С. Выготский не случайно обозначил игру как девятый вал развития ребенка.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ней осуществляются поступки, к которым у него откроются способности в реальном поведении по истечении некоторого времени. При совершении поступка дети не знают новых переживаний, которые связаны с выполнением эмоциональных порывов, который был сразу реализован в действии данного поступка.

Предисловие игры заключается в становлении способности, перенесении одной функции предмета на другую. Игра начинается в тот момент, когда мысли начинают отделяться от вещей, когда дети освобождаются от жесткого поля восприятий.

В придуманной ситуации сюжетно-ролевая игра освобождает от ситуативных связей. В играх дети обучаются действовать в ситуациях, которые требуют познания, а не только переживаются непосредственно. В придуманных ситуациях действия приводят к тому, что дети учатся управлению не только восприятием предметов либо реальных обстоятельств, но также значением ситуации, ее смыслом. Так происходит возникновение нового качества отношения человека к миру: дошкольник видит уже окружающую действительность, что имеет не только разную окраску, многообразные формы, и смысл и знание.

Случайный предмет, раздваиваемый ребенком на определенную вещь и воображаемое ее значение (функцию) становится символом. Дети могут пересоздавать во сто угодно любые предметы, они становятся первыми материалами для воображения. Ребенку дошкольного возраста довольно трудно отрывать свои мысли от вещей, поэтому ему необходимо иметь в другой вещи опору. К примеру, чтобы вообразить коня, ребенку необходимо найти палку, которая является точкой опоры. В данных символизирующих действиях происходит взаимное переживание, проникновение и фантазия. Сознательность дошкольника отделяется образ палки, требующей реального действия с ней. Но мотивация игровых действий не зависит от объективного результата.

Главным мотивом классической игры является не результат действия, а сам процесс, действие, приносящее наслаждение ребенку.

Палочка содержит в себе определенное значение, которое в новых действиях приобретает для детей новое особенное игровое содержание. В игре рождается детская фантазия, стимулирующая творческий путь, способствующая созданию собственной реальности, жизненного мира.

На раннем этапе развития игра находится близко с практической деятельностью. В практическом основании действия с окружающими предметами, когда дошкольник понимает, что он кормит куклу пустой вилкой, принимает участие воображение, однако развернутое игровое превращение еще не наблюдается.

Для ребенка дошкольного возраста основная линия развития заключается в формировании непредметного действия, игра возникает в качестве зависшего процесса.

Со временем данные виды деятельности местами меняются и игра становится господствующей, ведущей формой в строении собственного мира.

А. А. Леонтьевым отмечено: «Общая формула мотивации детских игр – играть, а не выигрывать».

Ребенок овладеть может непосредственно доступным для него кругом действительности лишь в игровой форме, в игре. В данный процесс освоения мира с помощью игровых действий включаются игровое неведомое и игровое сознание.

Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью. Настоящее творчество не может проходить без интуиции. Игра способствует формированию всех сторон личности дошкольника, значительные изменения происходят в психике ребенка, что способствует переходу в новой, более высокой стадии развития. Так, игра оказывает огромное воспитательное воздействие на детей. Психологи отметают, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Особое место отводится играм, которые созданы самими детьми, их также называют сюжетно-ролевыми или творческими. В таких играх дети воспроизводят то, что они наблюдают в жизни вокруг себя и в деятельности взрослых. Творческие игры наиболее полно способствуют формированию личности дошкольника, и поэтому являются важными средствами в воспитании.

Сюжетно-ролевая игра – это отражение жизни. В игре все представляется понарошку, однако в такой условной обстановке, создаваемой воображением детей, присутствует много настоящего – действия играющих реальные, их переживания, чувства искренние и подлинные. Дошкольник знает, что мишка и кукла – всего лишь игрушки, но относится к ним с любовью, как с живыми, и понимает, что он не является настоящим моряком либо летчиком, но при этом чувствует себя храбрым моряком, отважным летчиком.

Подражания в играх взрослым связано с воображением. Дети не копируют действительность, они комбинируют различные впечатления жизни с их личным опытом. Творчество детей проявляется в замыслах игр и поиске средств в их реализации. Требуется много выдумки для того, чтобы решить, какой соорудить самолет либо корабль, в какое отправится путешествие, какое оборудование подготовить. Дети в играх одновременно выступают в роли актеров, декораторов, бутафоров, драматургов. Но при этом они свой замысел не вынашивают, не готовятся на протяжении длительного времени к выполнению своей роли как актер. Дети играют для себя, выражают собственные стремления и мечты, чувства и мысли, владеющие ими в настоящее время.

Сюжетно-ролевая игра всегда является импровизацией. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, в которой дошкольники вступают впервые в общение со своими сверстниками. Они объединяются единой целью, совместными усилиями для ее достижения, общими переживаниями и интересами. Дошкольники сами выбирают игры и организуют их. Одновременно в любой другой деятельности отсутствуют строгие правила, такая обусловленность поведения, как в игре. Поэтому игры приучают детей подчинению своих действий и мыслей определенной цели, помогают воспитать целенаправленность [30, с. 142].

В играх дети начинают чувствовать себя полноценными членами коллектива, справедливо оценивают поступки и действия собственные и товарищей. Задача педагога заключается в том, чтобы сосредоточить внимание детей, задействованных в игре, на таких целях, которые будут вызывать общность действий и чувств, способствовать установлению отношений между дошкольниками, которые основаны на дружбе, взаимной ответственности и справедливости.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте» Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношения людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 июля 2022 в 16:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД