МААМ-картинки

Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

Маргарита Абдурашитова
Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

А. С. Макаренко

Публикация «Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – важный период становления личности ребенка. В это время ребенок приобретает знания об окружающем мире, у него формируется отношение к людям и труду, усваиваются навыки (бытовые и гигиенические, появляются привычки и складывается характер. Все выше перечисленное ребенку прививается в ходе игры, которая является ведущим типом деятельности у дошкольников, как наиболее своеобразный способ усвоения опыта и знаний. В игре развивается мышление, внимание, память, воображение, формируются личностные качества, закладывается понимание того, что поведение должно соответствовать правилам, ребенок ощущает себя в коллективе и может оценить свои поступки, а так же поведение своих товарищей.

Важной предпосылкой к возникновению сюжетно-ролевой игры является сравнение и отождествление дошкольником своих действий с действиями взрослого, поэтому часто в ходе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых. Сюжет – это та область деятельности, которую воспроизводят дети, а роль – позиция ребенка в отношении уже имеющегося образца. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Игры младших дошкольников будут отличаться по содержанию от игр старших детей. Это связано с уровнем умственного и эмоционального развития малышей, а так же с отсутствием опыта. Игры будут прерывисты, бессвязны и нелогичны, они не отразят многообразия мира. В младшем дошкольном возрасте дети в игре воспроизводят действия с игрушками, которые им показывают взрослые. Участвуя в одной игре, дети мало обращают внимание друг на друга, и играют не сообща.

Развитие сюжета игры прослеживается в возрасте 4 лет, когда у ребенка расширяется кругозор, область их интересов и накоплен жизненный опыт. Здесь наблюдается взаимодействие играющих, логичность действий, через действия, которые становятся более обобщенными, выражается отношение к другим детям, а точнее их ролям. Часто возникают конфликты из-за обладания каким-либо предметом или из-за воспроизведения роли, поэтому происходит частая смена сюжетов, следовательно, пока у игр небольшая продолжительность.

У старших дошкольников появляется длительная перспектива игры, которая строится на взаимоотношениях между персонажами, на диалогах и эмоциях. Дети заранее распределяют роли, планируют сценарий игры, развитие сюжета и живо реагируют на какие-то изменения в ходе своей деятельности. Придирчивы к выполнениям правил и реалистичности происходящего.

Сюжеты игр дошкольников можно разделить на 3 группы: с сюжетами на бытовые темы, с производственными сюжетами и игры с общественно-политическими сюжетами. Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, но в них наблюдается развитие. Таким образом, развитие сюжетов игры происходит совместно с умственным и эмоциональным развитием ребенка, игры с предметами на следующей ступени переходит в игровую деятельность, где отражаются личностные отношения, а затем в игры, где помимо личностных качеств важно подчинение правилам и нормам.

Игровая деятельность не может проходить без участия взрослых, только мы можем открыть детям знания об окружающем мире, объяснить о функциях людей, об их отношениях, о правилах поведения и общественных нормах.

Источником сюжетно – ролевых игр является действительность, поэтому ребенок возьмет на себя только ту роль, которая ему известна, в той сюжете, с которым он знаком. Исследования показали, что ребенок примерит на себя только ту роль, проигрывая которую по образцу из действительной жизни, даст положительное эмоциональное отношение деятельности.

При реализации одной и той же роли в разном возрасте ребенка прослеживается переход от изображаемых действий своего персонажа к отражению его личностных качеств и изображению его отношения с окружающими.

Нарушение логичности игры прослеживается только у малышей из-за недостаточного знания порядка реальных действий, а так же из-за пока еще слабо развитого воображения и мышления. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается логичность действий, правила и законы, подобные тем, что есть в реальной жизни, в ходе игры ребенок проникает в те сферы действительности, которые вне игры пока ему недоступны. Любая роль является копией реальных действий.

Так же существуют игры с правилами, которые обозначены еще до начала игры, а ребенок согласно должен подчинить им свое поведение.

К таким играм относят : игры подражательно-процессуальные, в которых сюжет связан непосредственно с имитацией действий, драматизированные игры по определенному сюжету, игры по сюжету с несложными правилами, игры с правилами без сюжета, спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

Игры с правилами в дошкольном возрасте развиваются в том же направлении, что и сюжетные ролевые игры : от игр с развернутым сюжетом и ролями и скрытыми за ними правилами к играм с открытыми правилами. Развитие сюжетных ролевых игр и подвижных игр с правилами в дошкольном возрасте подчинено одной и той же закономерности. На младших ступенях дошкольного возраста в отношении психологического содержания нет принципиальной разницы между сюжетно-ролевыми играми и так называемыми играми с правилами, а усвоение игр с правилами подготавливается внутри сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте подчинение правилам легче происходит в игровой роли, ведь в игре побуждения ребенка связаны с представлением об образе и функциях человека, роль которого он выполняет, эти побуждения поддерживаются играющими детьми – коллективом.

С возрастом дети переходят от показа результата действия к показу способа его выполнения, а затем к показу общего рисунка движений, связанных с этим действием, больше работают в диалоге («со словом», часто переименовывают предметы и используют их согласно новому наименованию. Игра имеет большое значение для формирования механизма регуляции и контроля поведения.

Практика показывает, что в ходе игры происходит развитие речи и мышления, и воображения, т. к. в процессе игровой деятельности ребенок может заменить один предмет другим, предмет-заместитель использовать по его новому назначению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность влияет на развитие коммуникативных навыков, воображения, речи, внимания, памяти, восприятия, наглядно-образного мышления, самосознания ребенка, моральных качеств ребенка и эмоциональности. Игровая деятельность должна занимать значимое место в жизни дошкольника, как средство развития и ознакомления с окружающим миром.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников» Деловая игра для педагогов ДОУ. «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений,.

Игра — это основной, ведущий вид деятельности для дошкольников. .

Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возрастаРоль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Что такое сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра-это не просто любимое занятие.

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы «Игра-ведущий вид деятельности ребенка» (слайд 1) Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Захаровой Н. К. на тему «Игра — ведущий вид деятельности ребенка». МДОУ детский.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» для младшего дошкольного возраста Возрастная группа: младшая Тема: Магазин Сюжетно – ролевая игра: «Супермаркет» Ведущая образовательная область: «Познание» через сюжетно-ролевую.

Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Многие известные педагоги и психологи определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. По теории Д. Б. Эльконина, именно.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» для детей дошкольного возраста Задачи: 1. Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Развивать умение детей самостоятельно.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2017 в 23:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД