Лучший педагог года

Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Людмила Кудрявцева
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Русский народный костюм,

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

(Из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Тамбовский район

Кудрявцева Людмила Николаевна

Публикация «Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время духовно-нравственному воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

Я считаю, что интерес к русскому народному костюму необходимо пробуждать с младшего дошкольного возраста, т. к. это часть российской культуры, традиционно-народных ценностей. Структура русского народного костюма отражает религиозно-эстетические представления народа, его историю и уровень культуры. Таким образом народный костюм – это непросто набор художественно-выполненных деталей, а яркое отношение человека к жизни, его восприятие окружающей среды.

Развивая интерес к народному костюму я большое внимание детей обращала не только на красоту и особенности силуэта моделей одежды, но и знакомила с их названиями, тем самым развивая кругозор, словарь детей и пробуждая в них любовь к малой Родине.

Прямое близкое знакомство дошкольников с народным русским костюмом осуществляется мной уже в младшем возрасте, при чтении потешек, прибауток, русских народных песенок, сказок. (Петя –Петушок, Котик серенький коток, Коза-дереза, Колобок, Теремок, Курочка-Ряба и др., где не только люди, но и дикие и домашние животные, птицы одеты в русскую народную одежду. Необычные сказочные герои, их внешний вид вызывают удивление и интерес у детей и является новизной в работе данного направления.

Рассматривая с детьми иллюстрации к произведениям, я посвящаю детей не только в образ национальной одежды, но и знакомлю их с жизнью и бытом предков.

В своей практике я использую не только пассивное знакомство с русским народным костюмом, но и приближаю их к реальности прошлого через театрализованную деятельность с использованием русских народных костюмов, различных видов театра. Такая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий для каждого дошкольника, является эффективным средством социализации; т. к. многие тематические праздники включают в себя поставленные мною сценки, постановки, сюжеты произведений с использованием русских народных костюмов. Яркое впечатление праздности, душевности, дружелюбия вызывают массовые мероприятия, посвященные православным праздникам «Рождество, Колядки, Покров, Пасха, Масленица», где дети полностью погружаются своими чувствами в историю нашей Родины.

Использование подвижных и малоподвижных игр «Горелки, салки, ручеек, казаки-разбойники, прятки, гуси-лебеди, у медведя во бору, картошка, третий лишний, краски, жмурки, кошки-мышки и т. д.» создают огромную связь поколений и сближает детей по интересам, облегчает общение, делает их активными в выражении своих мыслей, чувств, поступков.

Дидактические игры, многие из которых созданы моими руками позволяют детям самим создавать костюмы и вкладывать в них частичку души: додумывают детали одежды, украшают их: «Наряди молодца», «Наряди девицу», «Собери костюм», «Придумай узор для костюма», «Валенки для Вареньки». Создавая модель и узор на ней, дети используют различные виды техники рисования, аппликацию, пластилиннографию, бросовый материал. Творческое мышление, воображение, чувство прекрасного формируют у детей любовь к малой Родине и духовно-нравственные качества личности. Более глубокое знакомство с культурой русского народа осуществляется детьми в процессе образовательной деятельности где дети составляют описательные рассказы, наряжают кукол, отгадывают загадки, изучают предметы одежды.

Совместная подготовка родителей и педагогов к народным праздникам (гуляньям, посиделкам, чаепитиям) формирует в детях привычку взаимопомощи, взаимовыручки, учат дорожить семейными ценностями. Подготовка атрибутов и поделок, совместные мастер-класс родителей и детей «Пасхальное яичко», «Пасхальное дерево» «Сувениры от осени» приучают детей к трудолюбию, вызывают стремление создать прекрасное своими руками, воспитывают коммуникативные качества.

Организованная мною работа в данном направлении приобщает воспитанников к истории традиций и культуры нашего народа.

Моя педагогическая практика и проделанная мною работа по приобщению детей к познанию традиций и культуре наших предков, показывает эффективные результаты по развитию кругозора и формированию духовно-нравственных качеств у детей в различных сферах деятельности:

-Образовательная деятельность включает в себя широкий спектр познания особенностей русского народного костюма (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, х/л) и способствует как интеллектуальному развитию, так воспитанию духовно-нравственных качеств.

-Чтение художественной литературы способствует расширению кругозора детей о русском народном костюме, о быте и жизни наших предков и воспитанию любви к истории нашей Родины. Подбор картотеки по теме в каждой возрастной группе позволяет изучать особенности национальной культуры в системе.

-Театрализованная деятельность с использованием русских народных костюмов, инструментов и других атрибутов знакомят дошкольников с тесной связью поколений и способствуют развитию чувств гордости, мировоззрения к достоянию русской культуры.

-Организованные массовые мероприятия, посвященные православным праздникам совместно с другими педагогами, приучают дошкольников к соблюдению народных традиций и воспитывают умение ценить и хранить верность обычаям наших предков.

-Дидактические игры, развивающие игры, картотеки игр интересны детям любой возрастной группы, т. к. дети, функционируя в процессе игры, погружаются в историю в реальность далеких предков, и тем самым проявляют стремление продолжить традиции нашего народа.

-Взаимодействие родителей при организации мероприятий в данном направлении (мастер-класс, посиделки, круглый стол, изготовление тематических поделок, подготовка костюмов) приобщает детей к семье, ее духовным ценностям.

-Происходит развитие интереса и стремления к познанию дошкольников истории русского народного костюма, как к традиционно-национальной культуре.

-Знакомство с особенностями русского народного костюма не только, как совокупность художественно-эстетических выполненных деталей, но и познание заложенных в него национальных традиций, которые отражают отношения народа к жизни, религии, к природе.

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего народа. Неотъемлемой ее частью является национальный костюм. Я считаю своим долгом познакомить воспитанников МАДОУ «Детский сад «Колобок» с историей традиционного национального костюма. В данной статье предлагается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через изучение особенностей русского народного костюма, как эффективного источника формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 24 июля 2020 в 21:00
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД