Получи документы

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение)

Ольга Курзова
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение)

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»

2 часть

Издавна на Руси существовали традиции:

водить хороводы

петь колыбельные песни

изготавливать обереги….

Формы работы с детьми разнообразны. Основное место отводится специально организованной образовательной деятельности, на которых происходит накопление опыта и знаний о декоративных изделиях, знакомство с техникой, с особенностями росписи.

Публикация «„Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество“  (продолжение)» размещена в разделах

В образовательной программе Детского сада предусмотрены комплексные занятия, часть которых проводится совместно с музыкальными руководителями. Например, на празднике урожая дети не только передают образ плодов изобразительными средствами, но и играют в народные игры, хороводы, прославляя русский народ – труженик. На празднике встречи Весны поют песни – заклички, зазывая Весну и лепят жаворонков.

Работая с детьми по воспитанию нравственно – эстетических чувств воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своём народе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

Именно заинтересованный взрослый может дать возможность детям соприкоснуться с духовной культурой России. Слушая народные стихи и стихи русских поэтов, любуясь архитектурой, наши дети впитывают христианскую нравственность. И успеха можно достигнуть, если сам воспитатель будет знать и любить свою страну. Роль взрослого – быть предметом подражания для детей, направлять, вести за собой.

Дети с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках: (что является традиционным в нашем саду). В процессе подготовки и участия в таких праздниках дети узнают пословицы, поговорки, загадки о труде, урожае, о доброте, гостеприимстве русского народа.

Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Однако есть проблемы, в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с близких: бабушек, дедушек, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. В наше время дети увлечены компьютерами и опыт старшего поколения, их жизненная мудрость не востребованы.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт включает три основных раздела : целевой, содержательный, организационный и дополнительный раздел, который ориентирован на родителей, их взаимодействие с дошкольным учреждением.

Главное в работе «Через семейные традиции к творчеству» - это то, что взрослым самим нужно знать и любить культуру и историю своей страны, уважать её традиции. Тогда будет, что передать детям. Поэтому, в рамках работы родительского клуба была организована выставка семейных реликвий и предложено родителям создать Герб семьи.

Наши родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники, развлечения и проявить свои таланты в творческих конкурсах, посиделках, досугах, принять активное участие в жизни нашей группы.

Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду.

Усваивая, нормы поведения и отношения родителей ребенок много перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Только постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.

В перспективе совместно с родителями младшей группы создать мини-музей «Матрёшки»; ведь дети с большим интересом играют с матрёшками, развивая мелкую моторику. И организовать выставку предметов быта: так наши воспитанники могут видеть печку, посмотреть, как варится каша в чугунке, покачать колыбельку, так как детям 2 младшей группы трудно представить, что такое обычай, обряд, трудно запомнить названия праздников, народных промыслов. Поэтому, малыши к общественным событиям приобщаются в игровой форме, большей частью вне занятий (рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, на которых изображены звери в народных костюмах, рассматривание предметов народно – прикладного искусства – матрёшки, пирамидки и игры с ними, рассматривание предметов домашнего обихода, с одеждой, утварью и т. д.).

Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста следует учитывать:

• дошкольное детство наиболее благоприятный период для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь;

формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов, социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире;

• чувство привязанности и любви к близким людям, ярко выраженная способность к подражанию;

• эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого;

• искренность детских чувств и поступков, ими вызванных;

• недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание;

• дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной деятельности;

• в период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями.

Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.

Работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Будем надеяться, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Представленный вам материал помогает обоснованно спланировать педагогическую деятельность, соблюдая принципы педагогической дидактики, учитывая опыт известных представителей дошкольной педагогики О. А. Соломенниковой, А. А. Грибовской, Г. С. Швайко, О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой,

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа ДОУ, разработанная на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

2. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л. И. Плаксиной;

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества»;

4. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

5. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

6. А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников со скульптурой».

Прикреплённые файлы:

9_39k2q.ppt | 15930 Кб
 
Публикации по теме:

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Декоративно-прикладное творчество. Коллективная аппликация детей старшей группы «Мордовская матрёшка»Декоративно-прикладное творчество. Коллективная аппликация детей старшей группы «Мордовская матрёшка» С детьми старшей группы мы провели замечательный среднесрочный проект под названием "Мордовские узоры". Целью этого проекта было исследование.

Мое увлечение — декоративно-прикладное творчествоМое увлечение — декоративно-прикладное творчество В сельском поселении "Дырен эвенкийское"работает детский экологический центр "Юктэ", где с детьми занимаются очень талантливые педагоги.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение)
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 23:24
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД