Лучший педагог года

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников

Евгения Кутузова
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников

Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях общения является неотъемлемой частью поведения воспитанного человека. Для того чтобы в современном обществе было развито искусство грамотного общения, необходимо с дошкольного возраста воспитывать звуковую культуру речи. А примером высокой культурой речи в дошкольной образовательной организации служит в первую очередь воспитатель.

Публикация «Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи» [3].

Для эффективного решения поставленных задач Соловьева призывает соблюдать в групповой комнате тишину. Так как спокойная, тихая обстановка является одной из главных составляющих воспитания речевой культуры дошкольников. Еще не перешагнув порога в групповую комнату, нетрудно догадаться, какое место здесь занимает развитие культуры речи у детей. В группе относительная тишина, дети разговаривают между собой спокойным тоном. При обращении к воспитателю ребенок подойдет к нему и не спеша, спокойным тоном сообщит то, что его тревожит, соблюдая правила культурного общения с взрослыми. Воспитатель также говорит спокойно. Если необходимо привлечь внимание детей, он немного громче обращается к детям и, убедившись, что его слушают, спокойно дает распоряжение. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, подавая пример культурного речевого общения. В шумной обстановке труднее научить владеть интонациями и силой голоса, разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, а также она вредит нервной системе, слуху и голосу дошкольников [3].

Главными компонентами культуры речи является развитие речевого слуха, артикуляционного аппарата и речевого дыхания. С развитым речевым слухом дошкольники быстро и правильно воспринимают речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но и совершенно различны по смыслу (например, осень — озимь).

Развитие артикуляционного аппарата способствует правильному, ясному звукопроизношению. Звуки формируются в полости рта, объем и форма которых зависит от положений подвижных органов.

Развитие речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Одним из эффективных и действенных средств, для развития культуры речи дошкольников является русский фольклор. Уже с раннего возраста важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, привлекать его внимание к предметам, животным, людям, увеличивать запас слов, воспитывать культуру речи детей. В этом помогут жанры русского фольклора, их звучность, ритмичность, напевность, занимательность.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

Выделяют следующие жанры детского фольклора : «поэзия пестования»; календарный; игровой; дидактический.

Поэзия пестования включает в себя: колыбельные песни, потешки.

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится с первых дней жизни. Благодаря колыбельным песням обогащается словарь детей за счет того, что они содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя» такое грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.

По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [1].

Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, дети приобщаются именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем это будет способствовать формированию образности речи дошкольников, речевой культуры. Многие потешки сопровождаются движениями рук («Ладушки», «Сорока»). Другие сопровождают подвижные игры такие как «У медведя во бору», «Каравай», «Горелки» и другие [3].

Календарный вид жанров фольклора включает заклички и приговорки. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам.

Повторные сочетания действий ребёнка со словами закличек и приговорок приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию и артикуляционный аппарат [2].

Игровой вид жанров включает в себя скороговорки, чистоговорки, считалки. Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Скороговорки и чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор (Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила). Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. Шутки чистоговорки применяются для развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова (Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха). Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память.

Дидактический вид жанров включает в себя пословицы и поговорки, загадки. Для быстрого запоминания нравственных норм и правил важны краткость, лаконичность пословиц. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению (Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь, Тише едешь — дальше будешь). Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи (Голубой платок, алый клубок - по небу катается, людям улыбается).

Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Русский фольклор развивает ребенка всесторонне и является одним из действенных средств развития культуры речи дошкольников, формируя речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Библиографический список

1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русский фольклор [Текст] : Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. П. Аникин. - Москва : Высшая школа, 1987. – 285 с.

2. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.

3. Соловьева О. И. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз»Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз» Цель: -Развивать речевое дыхание; -Формировать умение пользоваться силой голоса; - Упражнять в отчетливом произнесении звуков. Описание:.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Критерии, показатели и уровни воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников Критерий: «Слуховое восприятие» Показатель: Дифференциация звучащих игрушек Уровни: Высокий - дифференцирует все звучащие предметы. Средний.

Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.

Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.

Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается.

Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 22:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД