Получи документы

Работа по теме самообразования «Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности»

Анастасия Редина
Работа по теме самообразования «Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности»

Слайд 1 (эпиграф)

Защита прав и свобод детей – особая общемировая проблема, но решаться она должна не только на высоком государственном уровне, но и нутрии каждого маленького коллектива.

Идея выбора темы работы неслучайна, не могу оставаться равнодушной, когда вижу несправедливость и бессердечное отношение к людям. Вот такой случай: к моей коллеге в группу пришел мальчик, китайской национальности. С первого же дня дети не приняли его. Это проявлялось во всем: в отношении к ребенку, в бесконечных обзываниях и не смотря на постоянные замечания, дети продолжали его называть «китаец». Этот эпизод вскрыл несколько проблем – это и недостаточная компетентность педагога, и отсутствие элементарных правовых знаний у детей, неосведомленность родителей в области правого воспитания, а так же людская жестокость и равнодушие.

Публикация «Работа по теме самообразования „Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

Поэтому, выбирая тему творческого поиска 2008 году, я остановилась на вопросах правового воспитания дошкольников, так как считаю, что на современном этапе она является особенно актуальной. Выделив для себя приоритетное направление работы по теме : (Слайд 2) «Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности». Целью моей работы было :

(Слайд 3) Цель: Обеспечение объединения в формировании основ правовой культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов, социума.

(Слайд 4) Так же я выделила ряд задач, главной из которых считаю.

ЗАДАЧИ:

• исследовать возможность повышения уровня правовой культуры детей, педагогов и родителей;

разработать план работы, направленный на обеспечение непрерывности правового воспитания в системе «семья - детский сад- школа-социум»;

• повысить уровень сформированности ключевых компетенций у воспитанников по направлению правовое воспитание; повысить заинтересованность родителей в приобщении детей к правовой культуре.

(Слайд 5)Определила этапы работы :

1 этап - аналитический (осмысление проблемы, сентябрь-ноябрь 2008.)

2 этап - организационный (планирование работы)

3 этап - практический (организация деятельности с детьми, родителями, педагогами, социумом)

4 этап - аналитический (подведение итогов работы)

Первый этап работы – аналитический.

(Слайд 6) На этом этапе: с сентября по ноябрь 2008 года, я осуществляла исследовательскую деятельность :

1. Определила уровень знаний, умений, навыков по правовому воспитанию у детей дошкольного возраста;

2. Изучила предметную среду детского сада для организации правовой и театральной деятельности;

3. Изучила профессиональную готовность педагогов детского сада к правовому воспитанию дошкольников;

4. Изучила знания родителей о правовом воспитании детей и их готовность к взаимодействию.

Основным в исследовании стало изучение уровня правовых знаний, умений и навыков старших дошкольников.

(Слайд 7 фото) Диагностический материал для детей мною был приготовлен заранее. В него вошли: контрольные задания для индивидуальной работы с каждым ребёнком, вопросы для бесед (Например, «Кто нарушил права, «Как люди пришли к тому, что права надо защищать, «В какой стране ты хотел бы жить?») Игровые упражнения по сюжетным картинкам, по сказкам, использовала игры инсценировки, настольный, пальчиковый и кукольный театры.

(Слайд 8)Результаты диагностики уровня сформированности знаний по правовому воспитанию показали, что у 75% детей недостаточные знания о правовой культуре. 25% детей знают о правах с небольшой подсказкой воспитателя. Следовательно, необходимо больше внимания уделить систематизации о правах ребёнка и их обязанностях.

Следующим разделом исследования было изучение профессиональной готовности педагогов по правовому воспитанию дошкольников.

(Слайд 9)Беседы с воспитателем показали слабое ведение системной подачи материала. Неоправданно мало педагоги в работе с детьми использовали наглядные пособия, дидактические игры.

- высокий уровень (у 10% педагогов)

- средний уровень (у 50% педагогов)

- низкий уровень (у 40% педагогов)

Таким образом, обсуждая результаты изучения уровня готовности педагогов по правовому воспитанию дошкольников, я и старший воспитатель детского сада пришли к выводу о необходимости повышения научно теоретического и методического мастерства воспитателей для решения этого вопроса я под руководством старшего воспитателя разработала план работы по совершенствованию педагогического мастерства.

(Слайд 10) Интересной оказалась и работа по изучению знаний родителей по правовому воспитанию дошкольников и их готовности к взаимодействию. И я сделала выводы: лишения свободы движения, которое является базовой физической потребностью ребёнка, большинство родителей (92%) не воспринимают это как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) считают, что оставлять ребёнка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Но согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребенка одного можно квалифицировать как не исполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

И еще я выяснила такой факт: только 20% родителей твердо считают, что телесные и другие унижения ребенка наказания, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Эти данные помогли мне определить «болевые точки» в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность.

Чтобы добиться положительных результатов в работе я оформила консультации, тесты, ширмы раскладки, рекомендации, родительские собрания, направленные на создание условий приобщения родителей к правовым основам по защите ребенка.

(Слайд 11) На втором организационном этапе работы я составила дальнейший план деятельности :

• изучила методическую литературу

• подготовила методическое обеспечение для работы с детьми

• определила структуру работы с педагогами

• наладила связь с социумом по направлению правовое просвещение

составила структуру работы с детьми по правовому воспитанию;

разработала перспективные планы по правовому воспитанию для детей средней группы, старшей группы и подготовительной к школе группы;

подготовила картотеку по младшему и старшему дошкольному возрасту;

подобрала развлечения на каждую группу по правовой тематики.

(Слайд 12) План методической работы с педагогами на год

Реализация плана работы с педагогами была направлена на повышение профессионального мастерства в работе по правовому воспитанию дошкольников. В план вошли педсовет «Гражданское - правовое воспитание детей», семинар практикум «Мы за права детей».

В план мероприятий по взаимодействию ДОУ с социумом вошли экскурсии: к школе, аптеке, библиотеке, ГИБДД, МЧС и т. д. Все эти мероприятия направлены на более углубленное обучение детей правовым нормам и обязанностям.

Таким образом : определив структуру работы с детьми, создав модель программного обеспечения и модель взаимодействия правового воспитания в ДОУ с другими видами деятельности, подготовив перспективные планы, я перешла к третьему практическому этапу. (Слайд 13)

Структуру работы с детьми я разделила на три блока: базовый, вариативный и факультативный. Базовый блок составили специально организованные занятия «Ребёнок и его права», а основа вариативного блока включает работу с детьми вне обучающихся занятий и, является разработанная мною компилятивная разработка «Правовое воспитание и образование средствами театральной деятельности». Разработка включает в себя : годовые перспективные планы, игровые занятия, беседы, анализ ситуаций, знакомство с Конвенцией, знакомство с детской художественной литературой, театральные постановки, инсценировки и спектакли.

Материал вариативного блока распределялся с учётом интереса детей. В зависимости от их уровня развития ставились конкретные задачи, игровые занятия я строила в форме эвристических бесед, т. е. ставила проблемную задачу и подводила к ее решению детей.

(Слайд 14, 15, 16) Работу по правовому воспитанию я тесно связала с театральной деятельностью и ознакомлением с художественной литературой. И пришла к выводу, что для полного осуществления поставленных целей и задач необходимо организовать дополнительное образование.

Факультативный блок (театральная студия «Буратино») - основывался на организации кружковой работы с детьми. Основная задача факультативного обучения максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний; сформировать у детей первоначальные представления о правах на основе конвенции о правах ребенка, способствовать развитию у детей самоуважение и уважение к другим людям.

Для организации студии мною были составлены перспективные планы, картотека методической литературы, оборудован центр по театральному и правовому воспитанию. В него вошли разные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой, театр-рукавичка, магнитный, кукольный и т. д.) благодаря которым дети легко, на примере сказочных персонажей определяют свои права и обязанности. Правовое образование дошкольников я рассматривала как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование правовой культуры всех членов семьи.

Одна из главных задач - привлечение взрослых (мам, пап, бабушек и дедушек) к совместной работе. Важной является правовая информация. Я старалась чтобы информация для родителей была лично значимой:

- оформляла стенды,

- информационные буклеты,

- ширмы с данными о глобальных правовых проблемах, о правовой ситуации в поселке и в детском саду;

Данную информацию я предоставляла на родительских собраниях «Знаете ли вы права своих детей я рекомендовала им книги для чтения Л. Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина». Совместно с детьми и родителями активно изготавливали костюмы и аксессуары к спектаклям и постановкам. Таким образом, работу по правовому воспитанию я оценила достаточно эффективно.

(Слайд 17) На четвертом аналитическом этапе я подвела итоги работы с детьми за период с октября 2008 года по апрель 2011oдa. В соответствии с ожидаемыми результатами уровень правовых знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы по сравнению с данными 2008 г.

Повысился уровень сформированности ключевых компетенций у воспитанников по направлению правовое воспитание за данный период на 64 %.

Повысилась и заинтересованность родителей в приобщении детей к правовой культуре : это выразилось в большом желании родителей, чтобы их дети получали дополнительное образование по данному направлению.

Мною была разработанная система работы по повышению качества правового воспитания в ДОУ.

(Слайд 18) «РЕБЕНОК - ВЕДЬ ОН ЧЕЛОВЕК, И ОТНОСИТСЯ К НЕМУ НАДО ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!» Вера Инбер

Публикации по теме:

Открытки с использованием осенних листьевОткрытки с использованием осенних листьев Не могу оставаться равнодушной к листопаду, листьям мирно, отдыхающим на холодной земле. Перехватывает дыхание от осеннего убранства.

Права детей в символах.Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по теме самообразования «Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 03:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД