МААМ-картинки

Самообразование воспитателя подготовительной группы «Формирование элементарных математических способностей»

татьяна фомина
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Формирование элементарных математических способностей»

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Актуальность темы определена тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа составлена на основе программы Е. В. Колесниковой, что позволяет детям познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки дошкольной программы. Решение математических задач, связанных с развитием логического мышления, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. При этом валеологически значимую роль играют физмитутки, использование которых предусматривается данной программой. Так же она ориентирована на базовую программу подготовки детей 6 - 7 лет по математике :

Публикация «Самообразование воспитателя подготовительной группы „Формирование элементарных математических способностей“» размещена в разделах

• Знакомство с цифрами, как условными знаками, обозначающими число.

Формирование умения первоначального сч та.

• Знакомство с числами и десятками.

• Знакомство с элементами знаковой системы (больше, меньше, равно).

• Сравнение чисел.

• Понимание связи и отношений между смежными числами.

• Представление о линиях.

• Представление о форме.

Формирование умения вычислительной деятельности на материалах решения простых математических задач.

• Развитие специфических элементов математических способностей (запоминание чисел, выполнение простейших математических операций).

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.

Так же актуальность темы обусловлена тем, что Концепции по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

• использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа : подготовительная к школе группа

Сроки: 2020-2021

Ожидаемый результат:

Дети:

• активизация познавательного интереса дошкольников;

• развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

формирование элементарных математических представлений.

Педагог:

• повышение своего теоретического познания в области математики;

оформление центра «занимательная математика»

Этапы работы:

1. Организационный этап

Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.

2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.

3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. Основной комплект Е. В. Колесниковой — Демонстрационный материал : Математика для детей 6-7 М. : ТЦ Сфера, 2015. — Математика для детей 6-7 : Метод, пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015. — Рабочая тетрадь для детей 6-7 М. : ТЦ Сфера, 2015. - Математика для детей 6-7 : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2015г.

6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003 г.

8. Е. А. казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в подготовительной группе группе. : Учитель.

2. Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год с детьми.

Сентябрь

Диагностика

1 Занятие 1. Числа от 1 до10; математическая загадка; знаки больше,

меньше; работа со счётными палочками. Геометрические фигуры:

квадрат, прямоугольник.

2 Занятие 2. Знаки +,=,-; математические задачи. Величина: сравнение

предметов. Ориентировка на листе бумаги.

3 Занятие 3. Счёт по образцу и названному числу; независимость числа от

пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с

фигурами. Части суток.

4 Занятие 4. Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества

предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Треугольник,

трапеция.

Октябрь

5 Занятие 5. Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая

загадка. Ознакомление с часами.

6 Занятие 6. Установление соответствия между количеством предметов и

цифрой. Дни недели. Положение предметов по отношению к себе и

другому лицу

7 Занятие 7. Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из

двух меньших. Овал. Установление связей и зависимости.

8 Занятие 8. Арифметические задачи; решение примеров. Измерение

линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

Ноябрь

9 Занятие 9. Цифры от 1 до9; числа 10, 11. Часы; определение времени.

10 Занятие 10. Независимость числа от пространственного расположения

предметов; математическая загадка4 отношение между числами; состав

числа из двух меньших.

11 Занятие 11. Число12. Дорисовывание кругов. Определение времени на

часах. Дорисовка недостающего предмета.

12 Занятие 12. Отношение между числами; математическая загадка; состав

числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяца.

Декабрь

13 Занятие 13. Число 13, математическая задача, решение примеров.

Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части.

14 Занятие 14. Решение примеров, знаки

+, -; соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше,

глубже. Элементы треугольника. Сравнение, установление

последовательности событий.

15 Занятие 15. Число14. Дни недели. Сравнение, установление

последовательности событий.

16 Занятие 16. Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача,

состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника.

Январь

17 Занятие 17. Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

Рисование символического изображения кошки.

18 Занятие 18. Числа от 1 до 15; решение примеров. Дорисовывание овалов.

Установление связей и зависимостей.

19 Занятие 19. Число 16. Измерение линейкой. Определение времени по

часам. Установление связей и зависимостей.

20 Занятие 20. Математическая загадка; знаки +,-, состав числа из двух

меньших. Дорисовывание треугольника.

Февраль

21 Занятие 21. Число 17; решение примеров; счёт по образцу и названному

числу. Часы. Поиск недостающей фигуры.

22 Занятие 22. Число 17. Символическое изображение собачки.

Ориентировка на листе бумаги.

23 Занятие 23. Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому

числу. Вершины, стороны, углы. Поиск недостающей фигуры.

24 Занятие 24. Число 18, решение примеров. Времена года. Ориентировка на

листе бумаги.

Март

25 Занятие 25. Число 19; состав числа из двух меньших чисел. Сравнение

предметов по величине. Установление последовательности событий.

26 Занятие 26. Число 19. Измерение линейкой. Дорисовывание квадратов.

27 Занятие 27. Число 20; решение примеров, задачи. Установление связей и

зависимостей.

28 Занятие 28. Решение арифметической задачи; решение примеров.

Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в

клетку. Установление связей и зависимостей.

Апрель

29 Занятие 29. Знаки +,-; математическая загадка; соотнесение количества

предметов с цифрой. Измерение линейкой. Определение времени на

часах.

30 Занятие 30. соотнесение количества предметов с числом; решение

примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.

31 Занятие 31. Соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка по отношению к другому лицу. Установление связей и

зависимостей.

32 Занятие 32. Задачи – шутки; решение примеров; математические загадки.

Весенние месяца.

Май

Диагностика

33 Повторение пройденного материала. Математические загадки, решение

примеров.

34 Закрепление счёта в прямом и обратном порядке, названия месяцев.

35 Закрепление геометрических фигур. Решение примеров.

36 Ориентировка во времени. Часы. Счёт до 20.

3. Накопительно-практический этап:

- Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

- Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

Планируемые формы работы с детьми : игровое задание, игровое упражнение, беседа, логическая задача, загадка, графический диктант, физкультминутка, художественное слово, стихи, игра. Так же предусмотрено использование следующих методов организации педагогической деятельности: - наглядные (демонстрация наглядных пособий); - практические (упражнение, экспериментирование, моделирование); - игровые (дидактические игры, ролевые игры).

Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. В течение года

3. Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». Декабрь

4. Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве» Февраль

5. Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

Март

6. Рекомендации: «Формируем пространственные представления»

7. Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» Апрель

Работа с педагогами.

- Проведение открытого занятия по ФЭМП

4. Заключительный этап

Подготовить отчет о проделанной работе за год

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Формирование элементарных математических способностей»
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 15:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД