Лучший педагог года

Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды «Малышок» (9 фото)

Юлия Исакова
Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды «Малышок»

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Публикация «Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды „Малышок“» размещена в разделах

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Существует три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.

1 вариант. Проектирование среды по пространствам

В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:

активной деятельности;

спокойной деятельности;

познания и творчества.

В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д.

В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи.

В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.

2 вариант. Проектирования среды по функциональным модулям

Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.

Можете организовать 11 функциональных модулей:

игровой;

физкультурно-оздоровительный;

музыкальный;

художественно-творческий;

поисково-исследовательский;

релаксации;

логопедический;

психологического сопровождения;

дефектологический;

административный;

территории и архитектуры.

Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.

3 вариант. Проектирование центров детской активности

Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.

Количество и содержание центров будет зависит от возраста воспитанников.

В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:

двигательной активности – для развития основных движений детей;

сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;

организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;

творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;

познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;

экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т. д.).

В нашем сборнике мы рассмотрим 3 вариант организации РППС в соответствии с ФОП ДО.

Размещение оборудования в группах предполагает возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.

При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Игра и конструирование, например, часто объединены в деятельности детей – постройка сразу обыгрывается или, наоборот, сюжет игры требует конструктивного творчества. Познание часто соседствует у детей с экспериментированием, а ознакомление с литературой – с театрализованным и художественным творчеством.

Критерии оценки РППС:

Открытость среды для преобразований :

– элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

– отсутствие жестко закрепленных центров активности.

Современность среды :

– современные и традиционные игрушки и пособия;

– оборудование, соответствующее реалиям времени;

– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

Ориентированность на повышение физической активности:

– специальное оборудование для физкультурного центра;

– пространство для осуществления физической активности.

Приспособленность для познавательной деятельности:

– дидактические игры и материалы;

– книжный центр с набором разнообразных книг;

– обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);

– материалы для экспериментальной деятельности и др.

Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

– игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.

Ориентированность на творческое развитие :

– игры и материалы для организации творческой активности детей;

– пространство для организации творческой активности детей. Элементы природы в среде : – специально оборудованный центр природы;

– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;

– прочие элементы природы в среде.

Комфортность среды :

– мягкая, комфортная мебель;

– уголок психологической разгрузки (уединения);

наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

– оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

Эстетика среды :

– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

– присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

Безопасность среды :

– обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;

– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН

Нормативно-правовое и методическое обеспечение :

– наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);

– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.

Создание информационного пространства для родителей:

– содержание информационных материалов для родителей;

– эстетика оформления;

– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Теперь рассмотрим подробнее наполняемость образовательных областей.

Образовательная область "Познавательное развитие"

1) знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.

2) знакомство с социальным миром.

3) развитие элементарных математических представлений.

Примерное наполнение образовательных центров

Центр двигательной активности

Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:

• мячи разных размеров по количеству детей

• обручи

• султанчики

• ленточки

• платочки

• гимнастические палки

• кегли

• мешочки для метания

• мяч –прыгун

• шарики пластмассовые

• дорожки массажные со следочками

• мягкие лёгкие модули

• тоннель

• доска гладкая

• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)

«кирпичики» для перешагивания

• метки-размётки

• игра «классики»

• иллюстрации с видами спорта

• схемы выполнения упражнений

• мини-мат

• кольцеброс

• ростомер

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр сенсорики и конструирования

Этот центр сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками

для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

• конструкторы разного размера

• мягкие (крупные)поролоновые модули

• образцы построек различной сложности

• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.

• макеты домов

• настольный конструктор (мелкий)

• напольный пластмассовый конструктор

• машинки, светофор

• разные виды мозаики

• лего

Данный центр расположен вблизи «Центра игры»,что позволяет использовать постройки в играх. Образцы построек сменяются 1-2 раза в месяц.

Центр организации предметных и предметно-манипуляторных игр

В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,

набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей.

Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами,модницами. В игровом центре для них : сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья»

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,- макет. Он содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчёркивает индивидуальность

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей

Центр творчества и продуктивной деятельности

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации

• бумага разной формы и цвета

• картон,

• трафареты,

• краски, гуашь

• кисти,

• клей,

• цветные и простые карандаши, фломастеры

• салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду,для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм

• ножницы,

• раскраски для девочек и мальчиков

• пластилин

• палитра

• цветные и восковые мелки

• дощечки для лепки

• ёмкости для промывания ворса кисти от краски

• заготовки для рисования,вырезанные в какой-либо форме

• наборы цветной бумаги

• мольберт

• ширма для выставки рисунков

Большинство из перечисленных материалов помещается в индивидуальную папку ребёнка. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр театра и музыки - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, на фланелеграфе, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации, фланелеграф. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:

• музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, бубны. трещётки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки,

• иллюстрации музыкальных инструментов,

• музыкальная лесенка с музыкальным молоточком,

• музыкально-дидактические игры

• DVD-плеер,

• музыкальный центр,

• микрофоны

в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора

• игрушки- самоделки

• музыкальная шкатулка

• карточки разных эмоций

• картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

дидактические игры:

«Музыкальный кубик», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент», «Качели»

Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.

Центр познания и коммуникации (книжный уголок)

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки,буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на различные темы.

Центр экспериментирования и труда

Содержит в себе: различные виды комнатных растений на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :

• дидактические игры экологической направленности,

• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,

• муляжи овощей и фруктов,

• набор «домашние и дикие животные»

• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей,фруктов.

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.

Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:

• лупа,

• песочные часы,

• ёмкости для измерения, пересыпания,хранения

• волшебный мешочек

• подносы

• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)

• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)

• мыльные пузыри

• леечки, брызгалки

Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми.

Приложение

Рис. 1 Центр организации предметных и предметно-манипуляторных игр

Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды «Малышок»

Рис. 2 Центр сенсорики

Фото «Малышок»

Рис. 3 Центр познания

Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды - фото

Рис. 4 Центр двигательной активности

Фото №1 В дошкольной педагогике под термином

Рис. 5 Центр двигательной активности

Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда

Рис. 6 Центр сенсорики

Фото №3 РППС развивающая среда понимается комплекс материально технических санитарно гигиенических эстетических психолого педагогических условий обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых

Рис. 7 Центр сенсорики

Фото №4 Развивающая среда выступает в роли стимулятора движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка она обогащает личностное развитие

Рис. 8 Центр организации предметных и предметно-манипуляторных игр

Фото №5 РППС Темочки Функция педагога заключается в том чтобы используя РППС и ее средства помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то что присуще ребенку

Рис. 10 Центр познания

Фото №6 Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника
Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды «Малышок»
Опубликовано: 29 октября 2023 в 15:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД