Получи документы

Сценарий досуга с родителями «Осенняя вечёра» на материале фольклора Вологодской области

ольга кузнецова
Сценарий досуга с родителями «Осенняя вечёра» на материале фольклора Вологодской области

Сценарий досуга

с детьми подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

«Осенняя вечёра»

родителями)

Авторы:

Зеленина О. Н., музыкальный руководитель,

Седова О. В., Кориганова И. Н., Алексеева Г. Н., воспитатели

Кузнецова О. А., старший воспитатель

Цель: формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством фольклорного материала Вологодской области.

Задачи:

1. Приобщать детей и родителей к культурному наследию Вологодской области.

Публикация «Сценарий досуга с родителями „Осенняя вечёра“ на материале фольклора Вологодской области» размещена в разделах

2. Формировать сплоченный коллектив детей и родителей через активное включение в игровую деятельность.

3. Воспитание взаимодействия между детьми в процессе народных игр.

Материалы и оборудование : народные инструменты, народные костюмы для детей и ведущих, оформление зала в народном стиле, для игр: свеча, косынка, костюмы для ряженых

Место проведения: музыкальный зал.

Ход:

Хозяйка: Светлый месяц высоко, не низко,

Где же гости дорогие,

Далеко ли близко?

Ведущий: Здравствуй, дорогая хозяюшка,

кого ждешь, поджидаешь?

Хозяйка: Жду я гостей из разных (родных) деревень.

Осень трудовая прошла (урожай убрали)

Пора и по вечёркам походить.

Кто трудился от души — веселись, играй, пляши.

Ведущий: Слышу, хозяюшка, гости идут, песни в дом несут, пляски задорные, хороводы народные.

Встречай гостей!

Дети в народных костюмах входят в зал под гармонь (плясовой шаг).

Заводим круг, кланяясь хозяйке при входе.

1. «Праздничный кружок» (с частушками)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости и дети: Здравствуй, хозяюшка! Пустишь на вечерку нас?

Хозяйка: Конечно. Давно вас поджидаю. Присаживайтесь.

дети садятся на скамейки.

Ведущий: Был такой обычай: как заканчивали работы в поле и в огороде, убрали урожай, собирались на вечёрки. Выбирали дом, где изба побольше была, и выкупали ее. Из разных близлежащих, деревень приходили на вечёрку. В будни работу с собой брали (пряли или вязали, а в выходные — праздничные вечёрки устраивали.

Хозяйка: Ну, раз пришли ребята, то перво-наперво, хоровод заводите, как положено было.

Гости: А у нас хоровод особенный, в рядах:

2. «А мы просо сеяли»

Хозяйка: Молодцы! Присаживайтесь на скамеечки.

Муз руководитель: На вечёрках рассаживались удобно, кому с кем нравится. Вот и мы с вами сейчас выясним, кто с кем желает посидеть.

3. Игра: «Люб ли сосед?» (дети приглашают мам)

Хозяйка: Вот, сели все удобно, теперь можно и лучинку зажечь.

Гости: Пора — пора в «Огарыш» поиграть.

4. Игра «Огарыш»

Ведущий: На каждую вечёрку приходил гармонист, устраивали пляски, да игры под гармонь.

Гости: А давайте «Оттопа» плясать.

5. Пляска «Оттопа»

Хозяйка: Стук, стук, перестук

Выходите — ка на круг,

Рады встретить мы гостей,

Поиграйте — ка теперь!

Гости: Вставайте, ребята, играть в «Долгую Арину»

6. Игра «Долгая Арина» ( считалка: «Соломинка — Ярёминка»)

Стук в дверь.

Хозяйка: Кто это к нам спешит? Наверное, гости из деревни Веселухино пожаловали. Проходите, пожалуйста! (встречает гостей)

7. Сценка ряженых (родители : семья с козой (роль).

Ведущий: Вот так на вечерки приходили гости из ближних

деревень — повеселиться, пошутить.

Гость: Недавно у нас была ярмарка.

Гостей наехало с разных волостей.

Торговали разными товарами -

платочками, гребешками.

И гончары приезжали,

Горшки глиняные продавали.

8. Игра «Гончары» (считалка «Ехала торба»)

9. Игра «Растяпа» с частушками.

Гости: Засиделись мы что то.

Пора бы и честь знать.

Вот и подошла к концу наша вечерка.

До свидания! До новых встреч!

Хозяйка: приглашает на чаепитие в группу.

Приложение:

Частушки.

1. Запевай, подружка, песню

Первую начальную,

Надо нам развеселить

Публику печальную.

2. Задушевный мой товарищ

Выходи на перепляс,

Если ты меня не выручишь

И я в последний раз.

3. Задушевного товарища

Придется выручать,

Неохота от товарища

По шее получать.

4. Ребят много, ребят много,

Некуда девать,

Мы посадим их в корзину

И поедем продавать.

5. Кабы, кабы, да кабы

На носу росли грибы

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

6. Вологодские ребята

Мы нигде не пропадем!

Сами музыку составим,

Сами спляшем и споем.

7. Что подруга не весела,

Не слыхать твоих речей,

Видно сердце разболелось

От овсяных калачей.

8. Эх, топни, нога,

Топни правенькая,

Все равно ребята любят

Хоть и маленькая.

9. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

10. Я плясал в три ноги,

Потерял сапоги,

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

11. Чайник чистый, чайник чистый,

Кипяченая вода,

Выпей маменька стаканчик,

Кипятила для тебя.

12. Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Папа новые сошьет

Или эти подошьет.

13. Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.

14. На веселое гулянье

Ребята не явилися,

Они шли через болото

Клюквой подавилися.

15. Ты пляши, ты пляши,

Ты пляши, не дуйся

Если жалко сапогов,

Ты сходи, раздуйся.

16. На дворе по лужку

Бегают утята,

А я с печки босиком,

Думала ребята.

17. У меня на сарафане

Петухи, да петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы мужики.

18. Эх, топунла я,

Да притопнула я,

Съела целого барана

И не лопнула я.

19. Мы частушек много знаем,

Больше сотни полторы,

Сами мы их сочиняем,

Сами композиторы.

20. Что вы, мамы, приуныли,

Головы повесели,

Вы возьмите, улыбнитесь,

Сразу будет весело.

21. На мои на ножки

Надо бы сапожки,

На мои на резвые,

Надо бы железные.

22. Вологодские девченки,

Говорят на букву «це»

Мамоцька подает цюлоцьки

В уголоцьке на пеце.

23. Не пляшется, не гуляется

Ни кто за нами не гоняется.

24. Я у мамы, я у папы

Дочь любимая была,

Я по средам и по пятницам

С баранками чай пила.

25. Голос как у соловья,

Личико — картинка,

Личико — картинка,

Имя Катеринка.

26. На качели я качалась,

Под качелею вода.

Ново платье заморала,

Это мама не беда!

27. Я кончаю петь частушки

И сажуся в решето,

Если нравятся частушки

Приходите к нам еще.

Хоровод «А мы просо сеяли» (Вологодский район)

И. п. Девочки и мальчики стоят рядами друг напротив друга. Далее по очереди идет ряд мальчиков, потом ряд девочек и т. д. навстречу друг к другу.

Д. - А мы просо сеяли, сеяли!

Ой, дид — ладо, сеяли, сеяли.

М. - А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ой, дид — ладо, вытопчем, вытопчем.

Д. - А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид — ладо, вытоптать, вытоптать.

М. - А мы коней напустим, напустим.

Ой, дид — ладо, напустим, напустим.

Д. - А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

Ой, дид — ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

М. - А мы коней выкупим, выкупим.

Ой, дид — ладо, выкупим выкупим.

Д. - А чем же вам выкупить, выкупить?

Ой, дид — ладо, выкупить, выкупить.

М. - А мы дадим сто рублей, сто рублей.

Ой, дид — ладо, сто рублей, сто рублей.

Д. - Нам не надо тысячи, тысячи.

Ой, дид — ладо, тысячи, тысячи.

М. - А чего ж вам надобно, надобно?

Ой, дид — ладо, надобно, надобно.

Д. - А нам надо молодца, молодца.

Ой, дид — ладо, молодца, молодца.

М. - А как его имечко, имечко?

Ой, дид — ладо, имечко, имечко.

Д. - Его имя)

М. - В нашем полку убыло, убыло!

Ой, дид — ладо, убыло, убыло!

Д. - В нашем полку прибыло, прибыло.

Ой, дид — ладо, прибыло, прибыло.

Игра «Люб ли сосед»(с мамами)

Дети сидят в кругу. Водящий обращается к кому либо из детей и спрашивает «Люб ли сосед?» (справа или слева). Ребенок должен ответить «Люб или нелюб» Если ответит «люб» значит сосед остается на месте. Если ответит «нелюб» то водящий спрашивает: «Кого надо?». Ребенок называет имя любого ребенка и дети меняются местами.

Игра «Огарыш» (Череповецкий район)

Дети друг другу передают «лучину» (свечка) и поют:

Жил — был Огарыш

Жил да не дожил,

Ножки съежил,

Душа коротенька.

У кого потухнет,

У кого погаснет,

Тому чижиком ходить

Да и пить подавать,

И плясать вызывать.

На ком остановится песенка, тот выполняет задание ведущего ( например: спеть частушку, пройтись лисичкой и т. д.)

Игра «Пляска Оттопа»

И. п. : Две пары (мальчик/девочка) стоят друг напротив друга. Под наигрыш «Русского» (на гармони) пары двигаются плясовым шагом навстречу друг к другу, потом возвращаются на свои места («Здорованье»). Далее пары меняются местами и снова повторяется фигура «Здорованье». Далее мальчики остаются на своих местах, а девочки приглашают на свои места новых девочек. Пляска повторяется. А затем меняются мальчики, а девочки остаются.

Игра «Долгая Арина» (Череповецкий район)

Считалка:

Соломинка — яреминка,

Прела — горела, за море летела,

Кострок — мострок,

Родион, выйди вон!

Считалкой выбирают водящего (Арина). Ему завязывают глаза платком. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки свои сложи,

Чье имя укажи.

Хожу, гуляю,

Вдоль по караваю,

Вдоль по караваю,

Кого найду — узнаю.

На слова «Кого найду — узнаю» дети останавливаются. Водящий, вытянув руки вперед подходит к любому ребенку и угадывает кто это.

Сценка родителей (с козой).

Хозяйка: А чем нас порадуют гости из деревни Веселухино?

1 взрослый: А мы не одни пришли!

2 взрослый: Мы козу привели! (выводят вперед)

1 взрослый: Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною.

Где коза рогом, там жито стогом.

Коза кланяется хозяйке и падает.

2 взрослый: Упала коза, обессилила.

1 взрослый: Ей бы решето овса, а наверх колбаса!

2 взрослый: Да три куска сала, что бы коза встала!

Хозяйка угощает козу пирогом.

Хозяйка: Подкрепись, коза да вставай! Покажи, как ты, козынька, пляшешь!

Коза встает и пляшет.

Игра «Гончары» (д. Степановская Тотемский р-н)

Считалка:

Ехала торба

С высокого горба.

В этой торбе -

Хлеб, пшеница,

Кто с кем

Хочется поделиться.

Бери любого.

Самого дорогого.

С последним словом считалки дети хватаются друг за друга, что бы встать парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок», второй встает сзади («продавец», и пары образуют круг. Водящий («покупатель») обходит круг, подходит к кому либо из «продавцов», спрашивает цену:

почем горшок?

По денежке.

А он без трещинки?

Проверь.

«Покупатель» легонько стучит по «горшку» который звенит: «дзинь — дзинь». Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: - Давай сговор.

Они берутся за руки и поют:

Чинчары, чинчары,

Собирайтесь гончары,

С-по кусту, с-по насту,

С-по лебедю горазду, вон!

После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.

Игра «Растяпа» (Вологодский район)

Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один — лишний «растяпа» встает в центр круга. Под музыку (гармонь) дети, стоящие внутри круга идут плясать, остальные стоят, изображая «домики». Как только музыка заканчивается дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.

Публикации по теме:

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Театрализованный досуг «Наш Кот в школу идет» Цель: закреплять у детей навыки инсценирования сказки, развивать артистизм и творчество (игоровое, песенное и танцевальное). Репертуар:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга с родителями «Осенняя вечёра» на материале фольклора Вологодской области
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 13:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД