МААМ-картинки

Сценарий фольклорного праздника «Русская изба» для дошкольников старшего возраста

Ирина Курмышова
Сценарий фольклорного праздника «Русская изба» для дошкольников старшего возраста

«Русская изба-всему свету краса» Подготовительная группа

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях современного детского сада.

Задачи:

· Закрепить знания детей об обычаях и традициях русского народа, их быта;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Русская изба“ для дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.

Ход мероприятия

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

/Выходят хороводом дети, встают в круг/

1 реб: Хоровод мы заведём

В старину мы попадём

Во времена стародавние

Интересные, забавные.

ХОРОВОД «Перевоз Дуня держала» рус. нар. песня

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным- давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева,: и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко начинает примораживать, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Ведущая: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю. И вы инструменты разбирайте.

2 реб: Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /вся группа/

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу. Только моя изба-то совсем старая стала. И решила я пока силы есть, новую построить. А с чего начать, не знаю. Вы мне не поможете? /ответ/

-А как выбирали место, где строить избу? / показ на экране: поле, темный лес, гора дети выбирают правильный ответ, обосновывают/

Реб: На опушке леса, возле шумной речки

Где цветет калина, изба моя стоит

Выйдешь за околицу, там поля широкие

И тропинка милая вдаль меня манит. …

-Из какого леса строилась изба? Какими инструментами? Были ли гвозди? (ответ)

Реб: Дружно мы взялись за дело, быстро выросла изба

Всем окресностям на диво, без единого гвоздя.

-С чего начинали строить дом? (ответ) -Как делали фундамент? (ответ)

- А вот как у моих соседей дом строили. (кадры из м/ф. «Кошкин дом», обсуждение)

-Дом построили, а что в доме должно быть, знаете?

-Игра с клубочком. Ведущий кидает клубок, ребенок загадывает загадку. Как загадку отгадываете, то сразу и появляется в избе. Вы уж, повнимательнее будьте, чтобы в избе красиво было и всякой утвари хватало.

Загадки /предметы появляются на экране после отгадок детей/

Среди предметов есть решето /в конце/

ИГРА «Решето» рус. нар.

Одна группа детей делает воротики, другая группа детей входит в них и выходит, все говорят слова:

Сею-сею я муку

Пирогов я напеку.

Напеку я плюшек

Для друзей-подружек. /воротики захлопываются, играют 2 раза, кого поймали, танцуют/

Хозяйка : Не хватает еще половичка домотканного, да рушники не вышиты. Поможете?

Тогда принимаемся за дело. Кто сидит у окошка будет делать плетёнки из теста, а остальные пойдемте со мной половички ткать. А чтобы дело спорилось, запоём песню русскую. / Под пение рус. нар. песни «Прялица» /дети занимаются рукоделием, предлагается гостям присоединиться к работе/

Вед:: Давайте покажем, что у нас получилось. Хозяйка оценивает работу.

Ведущий: Хозяюшка, понравилось тебе, как дети украсили твою избу?

Вот спасибо мои милые, украсили избу на славу. Всё мне нравится. А эти красивые плетёночки надо в печи испечь

Реб: Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

Хозяйка: Давайте в печи самовар поставим. Это ещё одна русская традиция, всем за самоваром собираться. Песни петь, общаться. А заваривали разные травы полезные: зверобой, мяту, душицу. И даже поговорка есть такая: «Чай не пьёшь - какая сила, чай попил-совсем ослаб».

Реб: Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я любимую Хозяйку

Сядем братцы все рядком

Да частушки пропоём.

Частушки

Хозяйка:

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»

Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Девочка: Ох и весело у нас

Ноги сами идут в пляс.

Мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

Исполняется хороводный перепляс «Самовар» (общий танец)

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно)Вы этим слухам не верьте, я добрый и никого не обижаю.

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте!

Хозяйка: Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте!

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Хозяйка: Замечательно. Так тебя Кузей зовут? Русской избе всегда домовой жил и от беды хозяев оберегал. Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Хозяйка: (выходит с пирогом)

Ну вот и пирог поспел, милости прошу к столу (угощаются)

А теперь пора прощаться

Из старины нам возвращаться.

Публикации по теме:

Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, русская берёзка!»Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, русская берёзка!» «Здавствуй, русская берёзка!»Сценарий народно-обрядового праздника «Троица» для детей старшего возраста Цель: Знакомство детей с русскими.

Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастаВидео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

«Пришли Святки-а с ними и Колядки». Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников«Пришли Святки-а с ними и Колядки». Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников После новогодних праздников детям хочется продления сказки. Поэтому мы с педагогами воплощаем мечту в реальность. Готовим совместными.

Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!» Сценарий фольклорного досуга для детей старшего дошкольного возраст "Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая!" Автор-составитель: музыкальный.

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки-осени поминки" для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Диканова. Сценарий праздника.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица»Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.

Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий фольклорного праздника «Русская изба» для дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 18:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД